№2-1576/16г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд в составе:
Председательствующей судьи Кудрявцевой Ю.И.
При секретаре Матвиенко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании рассмотреть заявление и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида с детства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с иском к администрации г. Ставрополя о признании незаконным постановления администрации г. Ставрополя от 24 февраля2016 года № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; об обязании рассмотреть в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу заявление ФИО2 о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как инвалида с детства и принять решение, предусмотренное законодательством РФ.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ее представитель по доверенности Фоменко А.В. поддержал исковые требования, пояснив, что ФИО2 является инвалидом третьей группы с детства, что подтверждается справкой серии №, имеет права и льготы, установленные статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Постановлением администрации города Ставрополя от 24.02.2016 № ФИО2 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании части 4 статьи 52, пункта 1, 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2,6 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 06.06.2012 №. 26.02.2016 ФИО2 направленно извещение № об отказе в принятии ее в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как в представленных документах не подтверждает право семьи истицы в принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением свыше установленной нормы.Отказ администрации города Ставрополя в принятии на учет и признании ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным и нарушает ее права по следующим основаниям.ФИО2 представила все необходимые документы,
предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской
Федерации и пунктами 2, 6 раздела 2 административного регламента
предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а
также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях», утвержденного постановление администрации города
Ставрополя от 06.06.2012 № №. в представленных документах ФИО2 отсутствуют правоустанавливающие документы на домовладения по местам жительства за пять лет, предшествующие подаче заявления, домовые книги по местам жительства за пять лет, предшествующие подаче заявления, поскольку заявитель является собственником жилого помещения с 17.10.2014 года. До указанной даты ФИО2 не располагает такими документами.При этом, в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органом местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма, предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Статьей 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края предоставляются гражданам, признанным в соответствии с Жилищным кодеком российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе инвалидам.В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1-3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если: не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, которые с намерением приобретения права состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Как уже отмечалось, в таких случаях граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч. 1 статьи 54 Кодекса. Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления быть не могут. Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше. В постановлении администрации города Ставрополя от 24.02.2016 № отсутствуют указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения. Нарушение обязательного требования, предъявляемого Жилищным кодексом Российской Федерации к содержанию решения об отказе в принятии на учет, является основанием для признания его не соответствующим действующему законодательству.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом под роспись, в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств об отложении не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, по сути заявленных исковых требований приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 19 января 2016 года через МФЦ обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, с составом семьи заявитель ФИО2 и супруг ФИО3
Постановлением главы администрации г. Ставрополя № от 24 февраля 2016 года ФИО2, инвалиду детства, отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредоставлением документов, предусмотренных ч.43 ст. 52 ЖК РФ, а также представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Извещением от 26 февраля 2016 года № ФИО2 разъяснено, что из представленных документов и заявления следует, что состав семьи ФИО3, 1983 года рождения. ФИО2 зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности по адресу: <адрес>, общая площадь 21,7 кв.м. Вместе с ФИО2 в указанном помещении зарегистрированы ФИО7, ФИО8, согласно ст. 31 ЖК РФ не приходятся Вам членами семьи. ФИО3 зарегистрирован в <адрес> края по <адрес>. Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года № 184 установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Представленные документы не подтверждают право семьи ФИО2 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением сверх установленной нормы.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является инвалидом 3 группы, инвалидом детства.
ФИО3 вступил в зарегистрированный брак с ФИО4 6 июня 2015 года.
Согласно свидетельства о госрегистрации права собственности ФИО2 является собственницей квартиры общей площадью 21,7 кв.м. в <адрес>.
По сведениям финансово-лицевого счета 2640 в <адрес> по пр. <адрес> зарегистрированы ФИО2, ФИО7 и ФИО8
Однако, из заявления истицы в администрацию г. Ставрополя следует, что истица в качестве членов своей семьи не указала ФИО7 и ФИО11., а только супруга ФИО3
В акте обследования жилищных условий ФИО2 также указано, что ФИО7 и ФИО8 являются посторонними людьми.
Из выписки из ЕГРП следует, что ФИО3 является собственником <адрес> СК, в 1/4 доле в праве, технический паспорт на данную квартиру суду не представлен.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):…
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года № 184 установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.
Исходя из количества членов семьи истицы, с которым она просила ее признать нуждающейся в жилых помещениях, - 2 человека, общей площади жилого помещения, принадлежащего истицы, - 21,7 кв.м.м, а также общей площади <адрес> края, которая не может быть менее 4 кв.м., обеспеченность каждого члена семьи истицы превышает установленную учетную норму в г. Ставрополе.
С доводами представителя истицы о том, что ФИО2 не проживает совместно с супругом ФИО3,поскольку согласно справки участкового терапевта Труновской районной центральной больницы ФИО3 получает медицинское обследование в Труновской районной поликлиники с. Донского, суд не может согласиться, так как ФИО3 как гражданин РФ вправе получать медицинские услуги платно или бесплатно в любом медицинском учреждении Российской Федерации.
Кроме того, положения части 1 ст. 69 ЖК РФ относят к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя.
К членам семьи собственника жилого помещения в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
По смыслу ч.2 ст. 51 ЖК РФ при определении уровня обеспеченности гражданина и членом его семьи общей площадью жилого помещении в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, а также в целях рассмотрения вопроса о предоставлении им такого жилого помещения или снятия их с учетом нуждающихся, подлежат учету только те жилые помещения, в отношении которых гражданином и(или)членами его семьи в соответствии с законом приобретено право собственности или право бессрочного пользования.
Поскольку суду не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих раздельное проживание супругов ФИО10 в разных квартирах различных населенных пунктов Ставропольского края, отсутствие ведения общего бюджета и совместного хозяйства, при том, что брак между ними не расторгнут в установленном законом порядке, а само по себе возможное проживание в разных квартирах различных населенных пунктов, но находящихся в одном многоквартирном жилом доме, не подтверждает отсутствие между ФИО3 и ФИО2 брачно-семейных отношений, общего бюджета и совместного хозяйства.
Более того, сама истица указала ФИО3 как члена своей семьи в заявлении в администрацию г. Ставрополя о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Суд также обращает внимание, что истица в своих исковых требованиях просит рассмотреть в течение 30 дней с момента вступления решения суда в силу заявление истицы о принятии ее на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях как инвалида детства и принять решение, предусмотренное законодательством РФ.
Суд считает, что данная часть исковых требований сформулирована некорректно, поскольку заявление ФИО2 уже было рассмотрено с принятием постановления от 24 февраля 2016 года об отказе в принятии ее на учет нуждающейся в жилых помещениях, которое и обжалуется ею в настоящем иске.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации г. Ставрополяо признании незаконным постановления администрации г. Ставрополя от 24 февраля 2016 года № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», об обязании рассмотреть заявление и принять на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях как инвалида с детства оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 11 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский райсуд г. Ставрополя в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И. Кудрявцева
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Ю.И. Кудрявцева