Дело № 12- 24/2016
Р Е Ш Е Н И Е
15 июня 2016 года г. Кемь
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Клепцов Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Куземская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района (далее - МБОУ Куземская ООШ) Лепилиной С.М. на постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Карелия о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> МБОУ Куземская ООШ Лепилина С.М. обратилась в суд с жалобой на постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Карелия от 18.05.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> по тем основаниям, что с размером назначенного административного штрафа не согласна. Просит снизить размер штрафа в соответствии с законодательством.
<данные изъяты> МБОУ Куземская ООШ Лепилина С.М. в судебном заседании жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, пояснила, что выявленное нарушение устранено. Просит снизить наказание в связи с тяжелым материальным положением учреждения. Cогласно ответа Администрации <данные изъяты> муниципального района, дополнительных средств на подготовку образовательных учреждений, в муниципальном бюджете нет.
Представитель инспекции по труду Республики Карелия в судебное заседание не явился в представленном отзыве на жалобу просят постановление государственной инспекции труда оставить без изменения, жалобу МБОУ Куземская ООШ без удовлетворения по тем основаниям, что при проведении плановой проверки было установлено, что работодателем МБОУ Куземская ООШ Кемского муниципального района в нарушение ч.1 ст. 225 ТК РФ <данные изъяты> МБОУ Куземская ООШ Липилина С.М. на момент проверки не прошла обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством органом исполнительной власти, в связи с чем, была отстранена от работы. Информация о проведении плановых проверок ГИТ в РК размещена на официальном сайте. О проведении проверки работодатель был уведомлен заблаговременно, в связи с чем, имел возможность направить руководителя для прохождения обучения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему:
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ - юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 5.27.1 ч.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статья 24.1 КоАП РФ устанавливает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверив дело в полном объеме, суд считает, что выводы Главного госинспектора труда (по правовым вопросам) С. о виновности МБОУ Куземская ООШ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, основаны на законе.
Из постановления № от 18.05.2016 года, вынесенного Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) С., следует, что согласно протоколу Государственной инспекции труда в Республике Карелия о 18.05.2016 года № МБОУ Куземская ООШ, то есть работодатель нарушила трудовое законодательство Российской Федерации. В нарушении ч.1 ст. 225 ТК РФ руководитель МБОУ Куземская ООШ Лепилина С.М. на момент проверки не прошла обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, в связи с чем, в действии (бездействии) работодателя МБОУ Куземская ООШ содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. МБОУ Куземская ООШ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 с. 5.27.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 19.04.2016 г. № 18.05.2016 года с 10 час. 45 мин до 12 час. 45 мин. была проведена плановая проверка в отношении МБОУ Куземская ООШ.
Согласно Акта проверки № от 18.05.2016 года выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, соблюдения трудового законодательства.
МБОУ Куземская ООШ о проведении с 04.05.2016 г. выездной плановой проверки соблюдения трудового законодательства была уведомлена, согласно уведомления от 20.04.2016 года.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений государственных нормативных требований охраны труда, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства Государственной инспекцией труда 18.05.2016 года вынесено предписание № МБОУ Куземская ООШ об отстранении от работы с 19.05.2016 года Лепилиной С.М.
18.05.2016 в отношении юридического лица МБОУ Куземская ООШ Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) С. составлен протокол об административном правонарушении № в соответствии с которым МБОУ Куземская ООШ, то есть работодатель, обязанный в соответствии с ч.2 ст. 22 ТК РФ соблюдать трудовое законодательство, нарушило трудовое законодательство, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
В соответствии с требованиями ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч.3 ст. 225 ТК РФ, работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
В случае нарушения трудового законодательства виновные лица в соответствии со статьей 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Вина МБОУ Куземская ООШ выразилась в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом наличия вины в действиях МБОУ Куземская ООШ, постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) С. № от 18.05.2016 года, о привлечении МБОУ Куземская ООШ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что указанное выше постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания, по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ - административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Размеры административного штрафа должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения запретов.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Суд находит наказание, назначенное постановлением № от 18.05.2016 года, вынесенным Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) С., несоразмерной тяжести совершенного правонарушения, что не отвечает целям административного наказания и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
При этом суд принимает во внимание отсутствие негативных последствий совершения правонарушения, статус юридического лица, его ограниченное финансовое положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ), не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление № от 18.05.2016 года, вынесенное Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) С., о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Куземская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>, изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Председательствующий: Б.А. Клепцов