РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.07.2020 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Маркитановой М.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело №2а-2895/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области к Каляеву С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Каляеву С.А., ссылаясь на то, что Каляев С.А. являлся налогоплательщиком налогов в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п. ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от дата №..., от дата №..., от дата №..., которые получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В установленный срок должник указанное требование(я) об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. На основании изложенного, административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления; взыскать с ФИО1 недоимку на общую сумму 3 552,16 рублей, а именно: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным границах сельских поселений: налог за дата. в размере 1 164 руб., налог за дата. в размере 1 164 руб., налог в дата г. в размере 1 164 рубля, пени в размере 60,16 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик - Каляев С.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом по адресу регистрации, доказательств причин уважительности неявки суду не представил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 57 Конституции РФ, 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области у Каляева С.А. в собственности в дата г. находился объект налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: адрес.
Из материалов дела следует, что административному ответчику были направлены налоговые уведомления: №... от дата. о необходимости уплаты, в том числе земельного налога за 2014 год в размере 1 164 рублей, предоставлен срок для уплаты налогов - до дата; №... от дата о необходимости уплаты, в том числе земельного налога за 2015 год в размере 1 164 рублей, предоставлен срок для уплаты налогов - до дата; №... от дата о необходимости уплаты, в том числе земельного налога за 2017 год в размере 1164 рублей, предоставлен срок для уплаты налогов - до дата.
В установленные сроки сумма налога налогоплательщиком не была уплачена.
Установлено, что Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в связи с неуплатой налогов должнику выставлены: требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по земельному налогу в размере 1164 рублей и предоставлен срок для погашения задолженности – до дата; требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по земельному налогу в размере 1164 рублей, срок для исполнения – до дата.; требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по земельному налогу в размере 1164 рублей и предоставлен срок для погашения задолженности – до дата
Согласно ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога в случае, если сумма задолженности превышает 3200 руб., подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что срок оплаты земельного налога по последнему требованию установлен налоговым органом до дата, соответственно, шестимесячный срок для подачи в суд заявления о взыскании налога истек дата
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата МИФНС №16 по Самарской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Каляева С.А. задолженности по налогу, поскольку заявление подано в суд по истечении шестимесячного срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного заявления.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установление в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.
Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд, суд отказывает в восстановлении пропущенного процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании с Каляева С.А. задолженности по земельному налогу за дата годы.
На основании ч.5 ст. 138 КАС РФ, в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Руководствуясь ст.ст. 138, 219 КАС РФ,
РЕШИЛ:
отказать Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным иском и удовлетворении административных исковых требований к Каляеву С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014,2015,2017 годы.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 03.08.2020 г.
Судья /подпись/ Е.А. Митина