дело № 2-1029/2022
50RS0036-01-2022-000103-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2022 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Боссерт Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Шибалковой Ю. А., Шибалкову В. В. о внесении в ЕГРН сведений об ограничений (обременении) прав при использовании земельного участка, обязании использования земельного участка в соответствии с установленными ограничениями,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная природоохранная прокуратура <адрес> обратилась в суд с иском к ответчикам о внесении в ЕГРН сведений об ограничении прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с ч.ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, обязании ответчиков использовать земельные участки в соответствие с установленными ограничениями.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в д. <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1472 кв.м отнесен к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». В отношении указанного земельного участка в настоящее время зарегистрировано право общей долевой собственности за Шибалковой Ю.С. и Шибалковым В.В. по 1/2 доле. По информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окского БВУ земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны Пестовского водохранилища. По поручению Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> МКУ «Управление капитального строительства» проведены работы по установлению взаимного расположения земельных участков относительно водного объекта - Пестовского водохранилища, по результатам которых установлено расположение земельных участков в границах в границах прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны Пестовского водохранилища. Ширина водоохранной зоны Пестовского водохранилища в силу ст.65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы - 50 метров. Сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в ЕГРН в настоящее время отсутствуют. Таким образом, использование земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования которого предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на ведение которой Водным кодексом Российской Федерации установлен запрет, без ограничений, обусловленных их вхождением в границы прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта, не только противоречит требованиям водного законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также прямо противоречит требованиям водного законодательства, направленным на защиту поверхностных водных объектов, в связи с чем последовало обращение в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании прокурор Ворошилова М.А. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчиков ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал письменные возражения, в которых указал, что согласно сведениям сети Интернет, а именно сайта кадастр.ру спорный земельный участок уже имеет ограничения, которые истец просит внести в ЕГРН.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.
Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п.1-3 ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В силу п.15 ст.65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
Кроме того, п.17 ст.65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в д. <адрес>, принадлежащего на праве собственности Шибалковой Ю.А. и Шибалкову В.В.
Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1472 кв.м отнесен к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»,что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, Московско-Окского БВУ земельный участок с кадастровым номером № находится в границах прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны Пестовского водохранилища (л.д.23-30).
Как следует из искового заявления, ширина водоохранной зоны Пестовского водохранилища в силу ст.65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером № в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в ЕГРН в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельного участка в границах прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны поверхностного водного объекта общего пользования подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Отсутствие регистрации обременения, устанавливающего определенные запреты при использовании земельного участка, и, как следствие, использование земельного участка без учета этих ограничений может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. В этой связи заявленный истцом способ защиты права соответствует ст.12 ГПК РФ, согласно которой защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, создающих угрозу нарушения права.
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы ответчиков о том, что сведения об ограничениях внесены в государственный кадастр недвижимости, не являются основанием для отказа в заявленном исковом требовании, так как, согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 01.03.2022, сведения об ограничениях в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Шибалковой Ю. А., Шибалкову В.В. о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, обязании использования земельного участка в соответствии с установленными ограничениями удовлетворить.
Внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка КН №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с ч.ч.15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:
В границах водоохранных зон запрещаются:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»);
В границах прибрежных защитных полос запрещается:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов,
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Решение является основанием для внесения соответствующих ограничений в ЕГРН.
Обязать Шибалкову Ю. А., Шибалкову В.В. использовать земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с ограничениями, установленными ч.ч.15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме – <дата>.
СУДЬЯ: