2-207/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемь, Республика Карелия 05 мая 2014 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Изосина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Кемского городского поселения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района обратился в суд с названными требованиями по тем основаниям, что постановлением администрации Кемского городского поселения от 28.01.20 14 № 16 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений (<адрес>)» для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлена плата за содержание и ремонт жилых помещений в доме <адрес> в размере 58 руб. 70 коп. за 1 кв. м. общей площади жилого помещения в месяц.
Прокуратура района считает, что данное постановление является незаконным и необоснованным в части установления платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт жилых помещений.
18.12.2012 г в Управлении Федеральной службы государственной регистрации картографии по РК за Кемским городским поселением зарегистрировано право собственности на здание общежития, расположенного в <адрес>.
26.12.2012 главой администрации Кемского городского поселения издано постановление № 247 об отнесении муниципальных жилых помещений к маневренному фонду, согласно которому <адрес> отнесен к фонду маневренного жилья.
Постановлением администрации Кемского городского поселения от 30.11.2012 № 217«Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для категорий многоквартирного дома, оборудованного внутридомовыми системами отопления, водоснабжения и водоотведения за 1 кв. м. общей площади в размере 16 руб.19 коп.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Таким образом, отношения, возникшие из договора найма специализированного жилого помещения и неурегулированные специальными нормами права, регулируются нормами, относящимися к социальному найму жилых помещений.
Согласно распоряжению администрации Кемского городского поселения № 105-р от 26.07.2013 объявлено о проведении конкурса № 1 к-уд-13 по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в г. Кемь, в том числе и жилым домом <адрес> Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в указанном доме был определен в размере 16 руб. 19 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц. По итогам конкурсных процедур победителем было признано ООО «Жилфонд», которое осуществляет услуги управления домом, договор заключен на 3 года.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего в момент заключения договора управления) цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Таким образом, увеличение цены договора управления, заключенного между администрацией Кемского городского поселения и ООО «Жилфонд» с l6 руб.19коп. до 58руб. 70 коп. за 1 кв.м. является незаконным.
Кроме того, выявленные нарушения закона грубо нарушают права нанимателей жилых помещений дома <адрес>, как потребителей услуг по управлению, содержанию многоквартирным домом.
Прокуратура района считает, что плата за техническое обслуживание жилого дома, в том числе по адресу: <адрес> не может быть изменена, если не изменилось его качество и благоустройство.
Кроме того, установление повышенного тарифа за техническое обслуживание с 16 руб. 19 коп. до 58 руб. 70 коп. за 1 кв.м. влечет нарушение условий договоров, заключенных с нанимателями жилых помещений, расположенных в жилом доме <адрес>.
Просил признать незаконным пункт 1 Постановления администрации Кемского городского поселения от 28.01.2014 № 16 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений <адрес> в части увеличения размера платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт помещений в доме <адрес> с 16 руб. 19 коп. до 58 руб. 70 коп за 1 кв. м. общей площади жилого помещения в месяц и приостановить действие пункта 1 Постановления до вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Изосин А.А. в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконным пункт 1 постановления администрации Кемского городского поселения со дня принятия постановления, в остальном поддержав требования в заявленном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Кемского городского поселения, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Представитель заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд» - директор Паршина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что считает обжалуемое постановление законным, так как по тарифу 16,19 руб. начисления производили до 17 марта 2014 года, а с 17.03.2014 г. стали начислять жильцам оплату по тарифу 58,70 руб. Увеличение тарифа произошло в связи с тем, что для обслуживания дома <адрес> были введены должности 2-х техничек с заработной платой по <данные изъяты> тысяч рублей в месяц, 3-х вахтеров с заработной платой <данные изъяты> тысяч рублей в месяц и 1-го вахтера с заработной платой <данные изъяты> тысяч рублей в месяц. С 17 марта 2014 года эти люди вышли на работу и с этого дня стали выставлять оплату по новому тарифу. Вносились ли какие-либо изменения по размеру тарифа в договоры найма, заключенными с жильцами, она не знает, так как договоры заключала администрация. Объявление об изменении размера тарифа было вывешено на каждом этаже здания до 17 марта 2014 года, но когда, она не помнит.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Кемского городского поселения.
Суд, заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, в том числе, включая обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании установлено, что 18 декабря 2012 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК за Кемским городским поселением зарегистрировано право собственности на здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>
30 ноября 2012 года Главой Кемского городского поселения издано Постановление № 217 об установлении платы на содержание и ремонт жилого помещения, согласно данного постановления размер платы услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (техническое обслуживание) для категории многоквартирного дома, оборудованного внутридомовыми системами отопления, водоснабжения и водоотведения за 1 кв.м. общей площади помещения составляет 16,19 руб.
26 декабря 2012 года главой администрации Кемского городского поселения издано постановление № 247 об отнесении муниципальных жилых помещений к маневренному фонду, в том числе дома <адрес>.
11 сентября 2013 года между администрацией Кемского городского поселения (собственник) и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилфонд (управляющая компания) заключен договор управления жилищным фондом, в том числе и домом <адрес>. Договор заключен на основании результатам открытого конкурса № 1к-уд-13 по отбору управляющей организации, который был проведен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Предметом данного договора является предоставление услуг по управлению жилищным фондом; содержание и ремонт муниципального жилищного фонда (пункт 1.2 договора), договор заключен сроком на 3 года: с 11 сентября 2013 года по 11 сентября 2016 года (пункт 6.1 договора).
28.01.2014 администрацией Кемского городского поселения издано Постановление № 16 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений (г. <адрес>)», пунктом 1 которого установлена плата за содержание и ремонт жилых помещений в доме <адрес>, находящемся на обслуживании ООО «Жилфонд» для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере 58,70 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.
С 17 марта 2014 года ООО «Жилфонд» предъявляет к оплате жильцам дома <адрес> счета за техобслуживание по увеличенному тарифу, равному 58,70 руб., что подтверждается показаниями представителя ООО «Жилфонд», а также копиями квитанций об оплате за февраль-апрель 2014 года.
Согласно ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Исходя из положений ч. 3 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги ( ч.1).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определена в ч.1 ст. 154 ЖК РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения маневренного фонда.
Согласно ч.1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На основании ч.5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65,частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса.
Согласно положений ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонд устанавливаются органами местного самоуправления (ч.3) в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч.4).
Кроме того, в соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действовал в момент заключения договора управления, цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Данный закон утратил силу с 01 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, в статье 112 названного Федерального закона № 44-ФЗ указано, что государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу. Из чего следует, что к правоотношениям, возникшим между администрацией Кемского городского поселения и ООО «Жилфонд» в связи с заключением 11 сентября 2013 года Договора управления жилищным фондом применяются положения Федерального закона № 94-ФЗ. Поэтому увеличение размера тарифа на оплату оказываемых ООО «Жилфонд» администрации Кемского городского поселения услуг, до истечения срока действия названного Договора управления (т.е. по 11 сентября 2016 г.), незаконно.
Исходя из анализа приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, пункт 1 обжалуемого постановления администрации Кемского городского поселения суд признает незаконным с момента издания постановления, то есть с 28.01.2014 года. Жилищное законодательство не содержит отдельной нормы по установлению платы за содержание жилых помещений маневренного фонда, каковым является дом <адрес>, в связи с чем, плата за техническое обслуживание (содержание и ремонт помещений) не может быть изменена в одном из домов, если не изменилось его качество и благоустройство.
Доводы представителя ООО «Жилфонд» о том, что размер платы увеличился в связи с тем, что были введены новые должности техничек и вахтеров, не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе.
Так, частью 4 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Также наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (ст. 65 ЖК РФ).
Таким образом, администрация Кемского городского поселения, являясь собственником дома, установив размер платы за ремонт и содержание жилого помещения, приняв решение о необходимости обслуживания дома техничками и вахтерами, при недостаточности получаемых от нанимателей средств, должна сама вносить плату обслуживающей организации за дополнительные услуги.
Руководствуясь частью 4 ст. 254 ГПК РФ, а также положениями п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", учитывая, что исполнение пункта 1 обжалуемого Постановления администрации Кемского городского поселения может повлечь за собой негативные последствия для граждан - нанимателей жилых помещений в доме <адрес> в связи с необходимостью внесения платы за техническое обслуживание большем размере, чем это необходимо, суд считает возможным приостановить действие пункта 1 обжалуемого Постановления на срок до вступления решения суда в законную силу.
В соответствии пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ администрация Кемского городского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кемского района - удовлетворить.
Признать незаконным пункт 1 Постановления администрации Кемского городского поселения от 28.01.2014 № 16 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений (<адрес>)» со дня принятия постановления в части увеличения размера платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт помещений в доме <адрес> с 16 руб. 19 коп. до 58 руб. 70 коп за 1 кв. м. общей площади жилого помещения в месяц.
Приостановить действие пункта 1 Постановления администрации Кемского городского поселения от 28.01.2014 № 16 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений (<адрес>)» до вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Гордевич В.С.
Решение в окончательной форме вынесено 08 мая 2014 года.