Дело № 2-3208/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2012 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русецкой Е.А. к администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Русецкая Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Минусинска, с учетом уточнения требований ( л.д.38) просила обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м.. Свои требования истица мотивировала тем, что с детства осталась без попечения родителей, ее отец - ХХ. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ХХ. умерла 08.10.2000г.. Постановлением администрации Романовского сельсовета Идринского района № 20 от 23.12.1992 года над ней была установлена опека, при этом жилого помещения за ней не закреплялось. В период с 2003 г.по 2005 г. истица обучалась в ГОУ ПУ-61 г.Минусинска, приобрела профессию портного, с 2005г. по 2007 г. окончила данное учебное заведение по профессии повар-кондитер. В период обучения она проживала в общежитии ПУ по адресу: <адрес>А, <адрес>, после обучения осталась проживать и работать в г.Минусинске. В настоящее время истица работает на кондитерской фабрике в г.Минусинске, проживает на квартире у своей знакомой, по месту жительства до сих пор зарегистрирована в общежитии ПУ, своего собственного жилья, средств для его приобретения не имела и не имеет. В период обучения в училище истица состояла на учёте в отделе опеки и попечительства управления администрации г.Минусинска на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако жилым помещением до настоящего времени она не обеспечена.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство образования и науки Красноярского края.
В судебном заседании истица Русецкая Е.А. и ее представитель Казакова Н.Г. исковые требования полностью поддержали. Истица суду пояснила, что с раннего детства осталась без попечения родителей, ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца, с 1991 года она проживала в <адрес> Красноярского края у своего дедушки, который являлся ее опекуном. В 2003 году, после окончания школы она поступила в ПУ-61 г.Минусинска, где получила сначала профессию портной, затем продолжила обучение и получила профессию повар-кондитер. На период обучения проживала в общежитии при училище и зарегистрирована там по месту жительства до настоящего времени. В 2008 году она обратилась в жилищный отдел администрации г.Минусинска для постановки на учет для получения жилья, однако на учет она была поставлена в жилищном отделе администрации г.Минусинска лишь в 2009 году, при этом никто из сотрудников ей не разъяснил, что ей необходимо собрать необходимый пакет документов для отправки его в Министерстве образования и науки Красноярского края для постановки на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья. До сих пор жилым помещением истица обеспечена, в собственности жилого помещения у нее не имеется, проживает она у своей знакомой, зарегистрирован временно по месту жительства в общежитии училища.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что право на получение жилья истицей не оспаривает, однако жилое помещение истице будет предоставлено в порядке очередности. Оснований для внеочередного предоставления жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истице не имеется, поскольку до достижения 23-х лет на соответствующий учет в Министерстве образования и науки Красноярского края она поставлена не была, с заявлением о постановке на такой учет не обращалась, денежные средства на приобретения ей жилья краевым бюджетом не выделялись. Разъяснять данной категории лиц порядок сбора документов и постановки на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в компетенцию сотрудников жилищной комиссии администрации г.Минусинска не входит. В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований по заявленным основаниям не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.35-36), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Русецкая Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей. Ее отец ХХ. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ХХ. умерла 08.10.2000 года. Постановлением администрации Романовского сельсовета Идринского района Красноярского края № 20 от 23.12.1992 года опекуном истицы назначен ее дедушка Русецкий Н.Б., жилого помещения за истицей не закреплялось. В период с 2003г.по 2007г. истица проходила обучение в ПУ-61 г.Минусинска и проживала в его общежитии. После окончания училища осталась проживать и до настоящего времени проживает и работает в г.Минусинске, собственного жилого помещения не имеет, по месту жительства зарегистрирована в общежитии училища. Решением жилищной комиссии при администрации г.Минусинска от 29.01.2009г. истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку на внеочередное предоставление жилья (сирота), номер очереди по единому списку 552, по внеочередному списку - 53. С заявлением о постановке на учет в Министерство образования и науки Красноярского края Русецкая Е.А. не обращалась, на такой учет поставлена не была.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о рождении и паспортом Русецкой Е.А., свидетельствами о смерти ХХ. и ХХ., справкой о заключении брака № 141 от 08.10.2012г., постановлением администрации Романовского сельсовета Идринского района Красноярского края № 20 от 23.12.1992 года, справкой администрации Романовского сельсовета № 479 от 02.10.2012г., выпиской из решения жилищной комиссии при администрации г.Минусинска от 29.01.2009г., справками администрации г.Минусинска, дипломами о получении Русецкой Е.А. среднего профессионального образования, трудовой книжкой истицы, справками Романовского сельсовета Идринского района Красноярского края, выпиской из финансово-лицевого счета, справками ПУ-61 г.Минусинска, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые Русецкой Е.А, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку, как установлено судом, истица в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей, не имела и не имеет собственного либо закрепленного за ней жилого помещения и постоянным местом её жительства и регистрации с 2003 года является г.Минусинск, суд приходит к выводу, что администрация г.Минусинска обязана предоставить ей жилье по договору социального найма.
Доводы представителя администрации о том, что поскольку истица не обратилась до достижения 23-х лет в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья, оснований для предоставления ей в настоящее время жилья вне очереди не имеется, суд считает необоснованными.
Как следует из пояснений истицы и подтверждается выпиской из решения жилищной комиссии при администрации г.Минусинска от 29.01.2009г. (л.д.16) еще до достижения 23-х лет истица обращалась с заявлением в администрацию г.Минусинска о предоставлении ей жилого помещения, как ребенку сироте, у неё приняли необходимые документы, однако в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет документы направлены не были, истица была принята на учёт в качестве нуждающейся на основании решения жилищной комиссии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на учет для предоставления жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края до достижения возраста 23-х лет Русецкая Е.А. не была поставлена по независящим от неё обстоятельствам, в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в постановке её на такой учет и предоставления ей жилого помещения, в котором она нуждается, в настоящее время.
Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истице жилое помещение должно быть не менее этой нормы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Русецкой Е.А. на территории г.Минусинска по договору социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 14.01.2013г.