Решение по делу № 2а-1049/2020 от 30.12.2019

дело № 2а-1049/2020

66RS0001-01-2019-010706-82

мотивированное решение

составлено 11.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года                                      г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Глухове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пыцко Виктории Витальевны к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконными решений, действий,

УСТАНОВИЛ:

Пыцко В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, в котором просит, с учетом уточненных требований, признать незаконными 8 решений от 11.09.2019 ; 23.09.2019 ; 08.10.2019 ; 09.12.2019 № Р; ДД.ММ.ГГГГ; 05.12.2019 № ; 09.12.2019 № ; 05.12.2019 № Р об отказе в предоставлении 8 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, с кадастровыми номерами , а также связанные с ними действия по подготовке к проведению аукционов в отношении данных земельных участков. Обязать администрацию городского округа Солнечногорск Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем прекращения (пресечения) действий по подготовке к проведению аукционов в отношении указанных земельных участков, а также путем принятия по заявлениям административного истца о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов новых решений в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, 13.08.2019, 23.08.2019 и 11.11.2019 Пыцко обратилась в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Администрация) с 8 отдельными заявлениями о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении указанных выше 8 земельных участков, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области.

Обращения направлены через портал государственных и муниципальных услуг Московской области с приложением электронных образов требуемых документов. Поданным заявлениям присвоены регистрационные номера

В рамках рассмотрения заявлений и в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией опубликованы и размещены на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru извещения от 27.08.2019 (прием заявлений), лот ; от 13.09.2019 (прием заявлений), лот ; от 06.09.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот , о предоставлении испрашиваемых 8 земельных участков для указанных целей и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе. При этом единственно установленным адресом подачи таких заявлений во всех этих извещениях был определен следующий: заявления от граждан принимаются в МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района" (<адрес> Это означает, что все остальные адреса и способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционах (торгах), кроме тех, которые указаны в соответствующих извещениях, являются ничтожными. Соблюдение гражданами требований извещения, являющегося, по сути, публичной офертой, в части установленного в нем адреса и способа подачи заявлений имеет непосредственное правовое значение для верного разрешения спора. Правовое обоснование данному утверждению содержится в пп. 1, п. 1, пп. 2, 3, п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми именно уполномоченному органу – Администрации предоставлено исключительное право в каждом конкретном случае определять адрес и способ подачи таких заявлений. В противном случае - пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации являлся бы бессмысленным. Обращает внимание на то, что обозначенные положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации являются нормами специального действия, которые не позволяют применять в конкретной ситуации иные нормативные правовые акты расширительного характера, в которых декларируется право гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления любыми иными способами - например, посредством направления заявления по электронной почте, посредством заполнения специальной электронной формы и т.п.

Письмами от 11.09.2019 23.09.2019 ; 08.10.2019 ; 09.12.2019 № ; 09.12.2019 № Р; 05.12.2019 № ; 09.12.2019 № ; 05.12.2019 № Администрация сообщила Пыцко о принятых 8 решениях, которыми последней отказано в предоставлении запрошенной государственной услуги со ссылкой на поступление по результатам опубликования извещений заявлений от третьих лиц о предоставлении испрашиваемых земельных участков. При подготовке оспариваемых отказов Администрация ссылается на заявления третьих лиц, которые во всех случаях начинаются на "№Р001…", то есть на регистрационные номера, присваиваемые Порталом государственных и муниципальных услуг Московской области, МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района". Это означает, что при единственно установленном адресе и способе подачи заявлений Администрация в противоречие с извещением незаконно осуществила учет таких заявлений, которые были поданы различными способами. Нумерация абсолютно всех заявлений от третьих лиц, поименованных в оспариваемых отказах, не имеет отношения к входящим номерам, обычно присваиваемым МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района" в описях при приеме документов, что объективно ставит под сомнение сам факт поступления заявлений от третьих лиц именно установленным способом и по установленному адресу. Таким образом, указанные в оспариваемых решениях Администрации заявления, очевидно, не являются поданными законным способом, а значит, данные заявления являются ничтожными и в этой связи не должны были учитываться административным ответчиком при подготовке оспариваемых отказов. В итоге Администрацией нарушены положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, правила использования гражданами электронной подписи, а также нарушенным оказалось право административного истца, установленное пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Пыцко созданы необоснованные препятствия в получении испрашиваемой государственной услуги. Таим образом, имеется совокупность двух условий: нарушение административным ответчиком закона (ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) и нарушение права административного истца на надлежащее получение государственной услуги.

Кроме того, в письменном ходатайстве об уточнении (изменении) основания иска, административный истец указала на несоответствие поступивших заявлений третьих лиц о предоставлении земельных участков по своей форме и содержанию требованиям п. 4, 7, 8 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, что также повлияло на незаконность решений и действий административного ответчика.

На основании ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом приняты уточнения основания административного иска.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области.

Административный истец Пыцко В.В. в судебное заседание не явилась, направила представителя Пыцко М.О., поддержавшего заявленные требования в полном объеме.

Кроме того, административный истец представила письменные объяснения, в которых указала, что в основании искового заявления оспаривается способ поступления (принятия) альтернативных заявлений от иных лиц в отношении спорных земельных участков, как противоречащий условиям соответствующих извещений (т.е. условиям публичной оферты). Представленные административным ответчиком в материалы дела документы не подтверждают факт поступления заявлений от иных физических лиц именно в МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района", по адресу: 141503, <адрес>, как изначально было установлено в извещениях. Штампы, входящие номера, расписки либо описи принятых документов, которые бы объективно фиксировали юридически значимое событие, касающееся подачи (поступления) таких заявлений в МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района", отсутствуют. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении способа подачи и приема таких заявлений (условий публичной оферты), установленного в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, что имеет правовое значение для правильного разрешения настоящего спора. Нарушение способа подачи и приема заявлений (условий публичной оферты) делает такие заявления ничтожными в качестве основания для отказа ему в предоставлении запрошенной государственной (муниципальной) услуги.

Представители административных ответчиков Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, заинтересованных лиц МБУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Солнечногорск Московской области", Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было, что является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п. 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в пп. 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в пп. 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

В соответствии с п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Как следует из материалов дела, 13.08.2019, 23.08.2019 и 11.11.2019 Пыцко направила в Администрацию 8 заявлений о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении 8 земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области. Обращения направлены через портал государственных и муниципальных услуг Московской области с приложением электронных образов требуемых документов. Поданным заявлениям присвоены регистрационные номера

По результатам рассмотрения указанных заявлений Администрацией принято 8 решений от 11.09.2019 ; 23.09.2019 ; 08.10.2019 ; 09.12.2019 № ; 09.12.2019 № ; 05.12.2019 № ; 09.12.2019 № Р; 05.12.2019 № об отказе Пыцко в предоставлении 8 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, с кадастровыми номерами

Основанием для отказа послужило поступление заявлений от иных лиц на получение земельного участка, предоставляемого в соответствии с процедурой ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть на момент подачи Пыцко заявлений о предоставлении земельных участков в Администрацию поступили заявления от третьих лиц .

В рамках рассмотрения заявлений Пыцко и в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией опубликованы и размещены на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru извещения от 27.08.2019 (прием заявлений), лот ; от 13.09.2019 (прием заявлений), лот ; от 06.09.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот ; от 22.11.2019 (прием заявлений), лот , о предоставлении испрашиваемых земельных участков для указанных целей и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе. В установленный законом 30-дневный срок в Администрацию от иных граждан поступили заявления о предоставлении в аренду земельных, указанных в извещениях.

В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

Поскольку на предоставление земельных участков с кадастровыми номерами поступили заявления от иных лиц, указанное обстоятельство явилось правомерным основанием для принятия Комитетом по управлению имуществом Администрации оспариваемых решений. При наличии заявлений нескольких претендующих на получение земельного участка уполномоченный орган проводит конкурсную процедуру.

Таким образом, проверив процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, дли индивидуального жилищного строительства, приняты Комитетом по управлению имуществом Администрации в рамках предоставленных законом полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры и сроков, при наличии законных оснований.

Доводы административного истца о несоблюдении способа подачи заявлений, формы и содержания заявлений третьих лиц о предоставлении земельных участков требованиям ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, незаконности действий Администрации по принятию заявлений иных лиц являются необоснованными по следующим основаниям.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлены ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как определено в п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Заявления от иных лиц поступили в Администрацию после публикации извещений о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, основанием размещения которых и явились первоначальные заявления Пыцко, в связи с чем, правильно расценено как их волеизъявление на получение земельных участков в порядке конкурсной процедуры.

При этом суд обращает внимание, что определение в п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного условия способа подачи заявлений, указанных в пп. 2 настоящего пункта, предполагает, что способы подачи заявлений должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизьявлении об участии в аукционе. Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного (нарочного) представления данного заявления в письменной форме ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации.

Положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей, а также необходимости письменной формы в целях подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивают предоставленное заявителю конституционное право на обращение в орган власти только путем непосредственно личного присутствия и путем использования письменной формы либо только в электронной форме.

В связи с чем, ограничение способа подачи заявлений только через МКУ "МФЦ Солнечногорского муниципального района" о намерении участвовать в аукционах путем личного присутствия, неправомерно.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24.05.2001 № 8-П, 03.06. 2004 № 11-П, 05.04.2007 № 5-П, 10.11. 2009 № 17-П, 03.02.2010 № 3-П, 20.12.2010 № 21-П и 23.04.2012 № 10-П).

Как установлено судом, реализуя предоставленное законом право, иные лица обратились в Администрацию с заявлениями о намерении участвовать в аукционе. Заявления от иных лиц поданы в Администрацию в установленном законом порядке и срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемых решений и действий Комитета по управлению имуществом Администрации, связанных с принятием и рассмотрением заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе, в соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Пыцко Виктории Витальевны к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконными решений, действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий                                 Н.В. Коблов

2а-1049/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пыцко Виктория Витальевна
Ответчики
Администрация городского округа Солнечногорск Московской области
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области
Другие
Министерство имущественных отношений Московской области
Пыцко Максим Олегович
МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Солнечногорск Московской области"
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Коблов Николай Владимирович
Дело на странице суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
30.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
31.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
31.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.12.2019Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Дело оформлено
14.07.2020Дело передано в архив
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее