Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2013 года ЛЕНИНСКИЙ
Районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи ШИРОКОВОЙ Н.Ф.
При секретаре СТАНКЕВИЧ О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2031/2013 по иску Резникова В.М. к Военному комиссариату Тамбовской области и к Управлению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ о перерасчете пенсии, взыскании задолженности недополученной пенсии и об индексации задолженности,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности недополученной пенсии, и об индексации задолженности, указав в обоснование следующее.
Он, ***, уволен с военной службы, с должности преподавателя кафедры *** « Технические средства разведки » Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты в ***
Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом Тамбовской области.
В период прохождения военной службы в вышеуказанной должности, он исполнял обязанности военной службы, которые были связаны с непосредственным участием в проведении практических занятий, полигонных практик с курсантами филиала, сопряженных с использованием компонентов химического оружия.
В соответствии с законом РФ от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ, п. «б», ст.49, ч.2 ст.58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года, Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 года № 188, он считает, что его пенсия должна быть пересмотрена и выплачена задолженность с 01. 04. 2002 года по настоящее время.
В 2013 году он обратился к ответчику на предмет перерасчета пенсии, в чем ему было отказано.
В связи, с чем просил:
- обязать Военный комиссариат Тамбовской области произвести перерасчет и выплачивать пенсию с применением коэффициентов 1, 5 и 1,25 к должностному окладу преподавателя кафедры *** « Технические средства разведки » в связи с работой с химическим оружием по второй группе;
- обязать Военный комиссариат Тамбовской области произвести выплату недополученной пенсии за период с *** по *** с учетом коэффициента 1,5, с *** с учетом коэффициента 1, 25 и выплатить задолженность, которую проиндексировать по коэффициентам прожиточного минимума по Тамбовской области.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика по делу было привлечено Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, по изложенным выше основаниям, пояснив, что его коллегам сослуживцам по одной кафедре должностные оклады были увеличены по названному закону без судебного решения. Просил обязать ответчика ВКТО произвести выплату задолженности по пенсии по расчету ответчика за период с *** год по *** с учетом коэффициента 1, 25. Исковые требования в части индексации задолженности не поддержал.
Представитель ответчика ВКТО исковые требования не признал, пояснив, что Военный комиссариат не располагает сведениями о вхождении Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, где проходил службу истец, в список производств с вредными условиями труда, работа, в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки. Нормативные правовые акты РФ о мерах социальной поддержки отдельной категории военнослужащих не содержат прямых указаний о праве на перерасчет пенсий из увеличенных (повышенных) окладов по должностям лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу этих нормативных актов, а военные комиссариаты не располагают сведениями о праве лиц, уволенных с военной службы на соответствующие меры социальной поддержки. Рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, соответствующими нормативными документами Министерства обороны отнесено к компетенции того органа военного управления, из которого данный военнослужащий увольнялся. Поэтому работа по утверждению списков военнослужащих, непосредственно занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей ст.1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», работа на которых дает право на социальные гарантии, возложена на начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ и Управление финансово-экономической деятельности Центрального Аппарата. В адрес военного комиссариата не поступала копия списка на пенсионера Министерства обороны для пересмотра ранее назначенной пенсии, исходя из оклада по воинской должности, увеличенной в 1,5 и в 1,25 раза в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Не отрицал того обстоятельства, что лица, занимающую аналогичную должность в том же вузе и на той же кафедре получают пенсию с учетом названного коэффициента.
Ответчик Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты вооруженных Сил РФ, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменных возражениях, иска не признал и в обоснование указал, следующее. Ни Тамбовское высшее военное командное училище, ни филиал Военного университета не являлись объектами по хранению и уничтожению химического оружия, поскольку, ни химических боеприпасов, ни отравляющих веществ в училище в наличии никогда не имелось.
В названных образовательных учреждениях никогда не выполнялись работы по хранению и уничтожению химического оружия. По представлению Министерства обороны Российской Федерации в утвержденный СПИСОК производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, был включен филиал Военного университета РХБЗ, в котором выполнялись научно-исследовательские работы, направленные на обеспечение безопасности персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия. Граждане, проходившие военную службу в филиале Военного университета, которые в период прохождения военной службы выполняли иные виды работ с использованием токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию в ходе осуществления образовательной деятельности правом на предоставление мер социальной поддержки не обладают. Истец научно исследовательских работ не выполнял. Согласно книгам учета и движения материальных средств Управления токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию, с 1999 года на полигон филиала Военного университета никогда не вывозились и в ходе полигонной практики не использовались. Использовались лишь имитаторы токсичных химикатов ( л.д. 41-49).
Свидетели: Ш.Н.Г., К.К.К., К.И.В.. допрошенные в судебном заседании, показали суду, что являются сослуживцами истца, который занимал должность преподавателя кафедры *** Тамбовского ВВКУ химической защиты. Они также служили на этой же кафедре в должностях старшего преподавателя и были включены в Списки, причем они меньше имели взаимодействие с химическим оружием, чем истец. Он непосредственно проводил практические и полигонные занятия на постоянной основе с использованием компонентов химического оружия. Занятия проводились в течение всего учебного года.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. «б» ст.49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру: при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
В силу ст.4 Федерального закона РФ № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 года гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.
Согласно ст.1 названного выше Закона № 136-ФЗ конкретный Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» и Приложением к данному постановлению гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, установлены надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием – коэффициент повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) для второй группы работ – 1,5.
Постановлениями от 29.02.2002 года № 188 и от 06.06.2002 года № 386-25 утверждены списки производств с вредными условиями труда и списки профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2000г. №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 года № 769-44 на военнослужащих расформированных (переименованных) воинский частей вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), уволенных с воинских должностей, предусмотренных в списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25, были распространены с 17 декабря 2005 года меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187. Размеры тарифных ставок, должностных окладов, надбавок к месячному заработку и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплачиваемых гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частью второй (первая группа работ) и частью третьей (вторая группа работ) статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" установлены следующим образом:Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям:
- первая группа работ-2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5(оклады по воинской (штатной) должности);
- вторая группа работ-1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25(оклады по воинской (штатной) должности).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается послужным списком истца, Резников В.М. с 1986 года по 1998 год проходил военную службу в Тамбовском высшем военном командном училище химической защиты, который впоследствии был реорганизован в филиал Военного университета радиационной, химической и биологической защиты (Тамбовский) ( л.д. 28-33).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 910-49 список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25, дополнен примечанием, согласно которому военнослужащие и другие граждане реорганизованных воинских частей, ВУЗов и учреждений имеют право на социальные гарантии в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», если образовавшиеся в результате реорганизации воинские части, ВУЗы и учреждения включены в указанный список производств с вредными условиями труда.
Следовательно, военнослужащие Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты и Тамбовского ВВКУ химической защиты имеют право на социальные гарантии за работу с химическим оружием при соответствии их должности Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.06.2002 года №386-25.
Суд находит установленным, выполнение истцом на постоянной основе, в период службы в должности преподавателя кафедры *** « Технические средства разведки» Тамбовского ВВКУ химзащиты, работы связанной с химическим оружием, которая относится ко второй группе работ с химическим оружием в соответствии с частями 2 и 3 ст.1 ФЗ № 136-ФЗ от *** года, что подтверждается показаниями свидетелей, приведенных в решении.
Обратного, ответчики суду не представили.
В Списке производств с вредными условиями труда и списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам на льготы согласно Федеральному закону от 07.11.2000 года №136-ФЗ поименованы должности: преподавателей (всех категорий и наименований).
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Резникова В.М. обоснованными.
В соответствии со ст. 56 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Министерства безопасности РФ.
Все вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсии решаются по месту выплаты пенсии.
Согласно ст.55 указанного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
В связи с чем, суд находит обязать ответчика ВКТО произвести перерасчет пенсии истца с *** по *** с учетом оклада по воинской должности, с применением коэффициента 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187 и выплачивать пенсию в дальнейшем с учетом увеличенного в 1,25 раза должностного оклада.
Согласно части второй статьи 58 названного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В связи с этим, он имеет право и на перерасчет пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку истец не просит взыскания конкретной денежной суммы, а просит обязать выплатить недополученную пенсию с учетом увеличения должностного оклада, полностью полагаясь на правильность арифметического расчета ответчика, суд находит возможным возложить на ответчика такую обязанность, не определяя суммы недополученной суммы.
Исковые требования об индексации задолженности пенсии за названный период по коэффициентам прожиточного минимума по Тамбовской области суд находит необоснованными, так как они не основаны на законе и истец эти требования не поддержал.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Военный комиссариат Тамбовской области произвести перерасчет пенсии Резникова В.М. с *** по *** с учетом коэффициента 1,25 к должностному окладу преподавателя кафедры *** « Технические средства разведки» Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, в связи с работой с химическим оружием по второй группе, и выплатить образовавшуюся задолженность за названный период.
Обязать Военный комиссариат Тамбовской области выплачивать Резникову В.М. пенсию с *** с учетом увеличения должностного оклада по последней занимаемой должности с учетом коэффициента 1,25, как гражданину, занятому на работах с токсичными химикатами, относящихся к химическому оружию.
В остальной части иска Резникову В.М. к Военному комиссариату Тамбовской области отказать.
В иске Резникову В.М. к Управлению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ о перерасчете пенсии, взыскании задолженности недополученной пенсии, и об индексации задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.Ф.ШИРОКОВА