Дело №2-1629/2020
24RS0013-01-2019-005021-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Недбайловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФКП «Аэропорты Красноярья», в котором просит:
- признать незаконным бездействие ФКП «Аэропорты Красноярья» выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной охраны аэропортов «Подкаменная Тунгуска» и «Туруханск», а также объектов их инфраструктуры;
- обязать ФКП «Аэропорты Красноярья» обеспечить государственную охрану аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, а также объектов его инфраструктуры путем заключения соответствующего договора на охрану границ территории (периметра) аэропорта с ФГУП «УВО Минтранса России»;
- обязать ФКП «Аэропорты Красноярья» обеспечить государственную охраны аэропорта «Туруханск», расположенного по адресу: <адрес>, а также объектов его инфраструктуры путем заключения соответствующего договора на охрану границ территории (периметра) аэропорта с ФГУП «УВО Минтранса России».
Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена выездная проверка исполнения ФКП «Аэропорты Красноярья» требований законодательства в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что охрана аэропортов «Подкаменная Тунгуска» и «Туруханск», а также объектов их инфраструктуры подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, не осуществляется, в связи с не заключением ФКП «Аэропорты Красноярья» с подразделением ФГУП «УВО Минтранса России» соответствующего договора охраны. Прокуратурой в ноябре 2019 года и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» по вышеуказанным фактам вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени данные нарушения закона Обществом не устранены. Учитывая, что несоблюдение требований авиационной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления грозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
В судебном заседании представитель истца – помощник Красноярского транспортного прокурора – Кислицын Д.С., поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения, соответствующие вышеизложенному.
Представитель ответчика – ФКП «Аэропорты Красноярья», надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1,2 ст.83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 ВК РФ).
Согласно п.6 ст.84 ВК РФ, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 28 ноября 2005 года №142, установлено, что Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года №42, охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Красноярской транспортной прокуратурой проверено исполнение ФКП «Аэропорты Красноярья» требований законодательства в области обеспечения авиационной безопасности.
Проверкой установлено, что охрана аэропортов «Подкаменная Тунгуска» и «Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», а также объектов их инфраструктуры подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, не осуществляется, в связи с не заключением ФКП «Аэропорты Красноярья» с подразделением ФГУП «УВО Минтранса России» соответствующего договора охраны.
В связи с выявленными нарушениями законодательства в сферах авиационной и транспортной безопасности и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» ДД.ММ.ГГГГ транспортным прокурором ФИО3 вносилось представление об устранении нарушений закона.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» ФИО4 в Красноярскую транспортную прокуратуру была направлена информация о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой по вопросу отсутствия охраны объектов филиалов «Аэропорт «Туруханск» и «Аэропорт «Подкаменная Тунгуска» подразделениями ведомственной охраны Минтранса России ФКП «Аэропорты Красноярья» указано следующее: Арбитражный суд <адрес> в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указал на отсутствие необходимости обеспечения охраны вышеуказанных аэропортов силами ФГУП «УВО Минтранса России». В настоящее время предприятие обратилось в адрес Росавиации с запросом о выделении денежных средств для привлечения подразделений вневедомственной охраны в аэропортах Туруханск и Подкаменная Тунгуска. Собственные денежные средства на оплату услуг ФГУП «УВО Минтранса» у предприятия отсутствуют в связи с тем, что ФКП «Аэропорты Красноярья» является убыточным предприятием, а стоимость услуг вневедомственной охраны составляет 48024000 рублей в год (по двум портам). В настоящее время ответ Росавиации в адрес ФКП «Аэропорты Красноярья» не поступил.
Как указывает истец, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности ФКП «Аэропорты Красноярья» не устранены.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Красноярского транспортного прокурора, поскольку судом установлено, что ответчиком не соблюдаются требования законодательства в области обеспечения авиационной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами транспорта, безопасности государства.
Срок для исполнения ответчиком требований прокурора – в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКП «Аэропорты Красноярья» выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной охраны аэропортов «Подкаменная Тунгуска» и «Туруханск», а также объектов их инфраструктуры.
Обязать ФКП «Аэропорты Красноярья» обеспечить государственную охрану аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, а также объектов его инфраструктуры путем заключения соответствующего договора на охрану границ территории (периметра) аэропорта с ФГУП «УВО Минтранса России».
Обязать ФКП «Аэропорты Красноярья» обеспечить государственную охраны аэропорта «Туруханск», расположенного по адресу: <адрес>, а также объектов его инфраструктуры путем заключения соответствующего договора на охрану границ территории (периметра) аэропорта с ФГУП «УВО Минтранса России».
Срок для исполнения установить – 3 (три) месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд ответчиком - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева