Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-166/2017 (2-6362/2016;) ~ М-6573/2016 от 06.10.2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2017г.

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Землемеровой О.И..,

при секретаре Карелиной З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Маркин А. А. об истребовании земельного участка из незаконного владения, прекращении права собственности, исключении из ЕГРН сведений о границах участка,

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к Маркин А. А. об истребовании земельного участка из незаконного владения, прекращении права собственности, исключении из ЕГРН сведений о границах участка.

В обоснование требований в иске ссылаются на то, что на основании п.1 Положения о Комитете лесного хозяйства Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Согласно п.3 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата>. <номер> <номер> Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими исполнительными органами государственной власти <адрес>, государственными органами <адрес>, органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. П.п.14.5 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес> Комитет лесного хозяйства <адрес> в целях реализации полномочий имеет право на обращение в установленном законом порядке в суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством. При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> и границ земель лесного фонда установлено, что земельный участок ответчика расположен на землях лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества, квартале 26. Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства <адрес> осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, созданной на основании Постановления <адрес> от <дата>. <номер> «О создании государственной информационной системы <адрес> «Региональная географическая информационная система <адрес>». Согласно заключению эксперта ООО «Группа компаний «Эксперт» также подтверждается наложение земельного участка ответчика на земли лесного фонда. Указанный земельный участок относится к землям лесного фонда в границах квартала 26 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от <дата> на земельный участок с категорией земли- земли лесного фонда общей площадью 4046га, адрес объекта: <адрес>, <адрес>, условный <номер>, сведения в ЕГРП <дата> сделана запись о регистрации <номер>. Как следует из выписок из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, <адрес> и уч.17к3 соответственно принадлежат Маркин А. А..

В судебном заседании представитель истца ФИО6 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Ответчик – Маркин А. А. извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Его мнение суду неизвестно.

Представитель истца настаивает на рассмотрении дела и вынесении заочного решения. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, о чем постановлено определение.

Третье лицо - Управление Росреестра по <адрес> не явились, извещены, мнение не представили.

Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены, мнение не представили.

Третье лицо – ТУ ФАУГИ по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены, мнение не представили.

Согласно п.3 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата>. <номер> <номер> Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими исполнительными органами государственной власти <адрес>, государственными органами <адрес>, органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

П.п.14.5 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес> Комитет лесного хозяйства <адрес> в целях реализации полномочий имеет право на обращение в установленном законом порядке в суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом спора являются земельные участки с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, <адрес>.

Из выписок ЕГРП на земельные участки с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, с/п <адрес> следует, что они принадлежат Маркин А. А.

В соответствии со ст.8 ГК РФ в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в похозяйственном учете администрации сельского поселения Константиновское сведений о Маркин А. А. и его земельных участках не имеется, свидетельство, а также записи о выдаче ответчику указанного выше свидетельства в администрациях сельского поселения Константиновское и Раменского муниципального района отсутствуют, свидетельство уполномоченными органами ответчику не выдавалось и решения о предоставлении земельного участка Маркин А. А. не принималось, лицевой счет на имя Маркин А. А. отсутствует.

Доказательств обратному суду ответчиком не предоставлено.

Нарушенное право собственности подлежит восстановлению путем прекращения права собственности на спорный земельный участок, истребования участка из чужого незаконного владения, исключения из ЕГРН сведений о границах участка, поскольку сведения в ЕГРН были внесены не уполномоченным лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка, чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующего на момент внесения указанных сведений в ГКН.

Ввиду того, что земельные участки Маркин А. А. не предоставлялись, то его право на земельные участки <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не возникло и является отсутствующим, в связи с чем имеются все основания для прекращения зарегистрированного за Маркин А. А.. права на земельные участки с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>.

При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> и границ земель лесного фонда истцом установлено, что земельные участки ответчика расположены на землях лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества, квартале 26.

Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства <адрес> осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, созданной на основании Постановления <адрес> от <дата>. <номер> «О создании государственной информационной системы <адрес> «Региональная географическая информационная система <адрес>».

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, являющихся собственностью РФ, без согласия уполномоченного органа не могли быть предоставлены в собственность ответчика, собственник земельных участков согласия на постановку на государственный кадастровый учет спорного участка не давал, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены без учета мнения собственника земельных участков, чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло нарушение прав Российской Федерации в области земельных правоотношений.

Земля как объект гражданских прав вплоть до вступления в силу Закона ФИО2 от <дата> "О земельной реформе" могла находиться лишь в государственной собственности. Статьей 2 Закона ФИО2 "О земельной реформе" была отменена монополия государства на землю, статьей 6 Закона ФИО2 "О собственности в ФИО2" от <дата> предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являлась государственной собственностью.

В связи с принятием Основ лесного законодательства Российской Федерации - <дата>, в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией ФИО2 леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего народа. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (статья 3).

Для перехода права собственности на земельные участки, включенные в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.

Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) ввиду жизненно важной многофункциональной роли и значимости лесного фонда для общества в целом подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от <дата> N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подавать заявление в местный ФИО2 народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков с указанием цели использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение (ст.30 ЗК ФИО2).

По поручению ФИО2 народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам готовил необходимые материалы и представлял их на утверждение ФИО2 народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдавалось гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

При передаче земельного участка в собственность бесплатно решение ФИО2 народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению ФИО2 от <дата> N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту, поскольку заполнению государственного акта предшествовали установление и закрепление границ земельного участка на местности (п. п. 2.4, 2.5), составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составленного на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользовании, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю (п. п. 2.7, 2.8).

Границы земельных участков устанавливались в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.

При определении границ на местности составлялся акт их установления (восстановления), в котором давалось описание положения границ на местности и делалась запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

Статьей 32 Земельного кодекса ФИО2 также было предусмотрена возможность приступать к использованию земельных участков только после установления границ участков в натуре (на местности).

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац второй пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением ФИО2 от <дата> N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".

Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от <дата> № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действие органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, их местоположение, границы, площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В силу ст. 4.2 Федерального закона от <дата> № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до <дата> признается юридически действительным.

Нахождение земельных участков, расположенных в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества с кадастровым номером <номер> и с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, <адрес>, в составе земель лесного фонда, подтверждено заключением судебной землеустроительной экспертизы.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ ФИО1 осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Полномочный орган Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> распоряжение федеральной собственностью - федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) согласие на постановку на государственный кадастровый учет спорного земельного участка не давало.

В этой связи, суд соглашается с мнением истца о том, что несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав Российской Федерации в области земельных правоотношений.

Оценив приведенные доказательства в их совокупности, с учетом того, что собственник согласия на постановку на государственный кадастровый учет участка ответчика не давал, сведения об участке внесены в ГКН без учета мнения РФ в лице ТУ ФАУГИ по <адрес>, чем нарушены положения ст.20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу о том, что нарушенное право Российской Федерации подлежит восстановлению путем исключения сведений о границах земельных участков из ЕГРН.

В П.П. 32,35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <номер>, Пленума ВАС РФ <номер> от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывает на необходимость учитывать, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Истец ссылается на то, что указанное имущество выбыло из владения собственника- РФ, поскольку спорный земельные участки Маркин А. А. никогда не предоставлялись.

Доводы истца подтверждаются отсутствием правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а также лицевых счетов в похозяйственных книгах на имя Маркин А. А. При таких обстоятельствах, в виду отсутствия у Маркин А. А. права собственности на спорные участки, спорное имущество может быть истребовано собственником у ответчика.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199,233 -236 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Истребовать из незаконного владения у Маркин А. А. земельный участок с кадастровым номером <номер>, входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>, <адрес>

Исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>, <адрес>

Прекратить зарегистрированное за Маркин А. А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>.

Истребовать из незаконного владения у Маркин А. А. земельный участок с кадастровым номером <номер>, входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>

Исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>

Прекратить зарегистрированное за Маркин А. А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, входящий в состав земель лесного фонда, в квартале 26 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: <адрес>

Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению ответчика Раменским городским судом в течение семи дней со дня вручения копии этого решения или обжаловано в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Федеральный судья

Решение в его окончательной форме изготовлено <дата>.

2-166/2017 (2-6362/2016;) ~ М-6573/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет лесного хозяйства МО
Ответчики
Маркин Александр Александрович
Другие
ТУ Росимущества в МО
ФГБУ "ФКП ФСГР кадастра и картографии" по МО
УФСГР кадастра и картографии по МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Землемерова О.И.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
06.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2016Передача материалов судье
06.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2016Предварительное судебное заседание
29.11.2016Судебное заседание
13.12.2016Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
21.02.2017Судебное заседание
03.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
31.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2018Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.01.2018Дело оформлено
20.01.2018Дело передано в архив
25.09.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.09.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.11.2019Судебное заседание
11.03.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее