Решение по делу № 2-1117/2014 ~ М-1064/2014 от 08.09.2014

Дело № 2-1117 (1)/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2014 года      город Ершов Саратовской области

Ершовский районный суд (1) Саратовской области в составе председательствующего судьи Лучиной А.А..,

при секретаре Иванушкиной Т.В.,

с участием истца Алиевой А.А.К.,

с участием прокурора – помощника прокурора Ершовского района Саратовской области Спиридонова Е.Ю., представившего удостоверение рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области в интересах Алиевой А.А. К. к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Ершовского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению санаторно-курортной путевкой,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области в интересах Алиевой А.А.К. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению Саратовской области (далее – ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района») «Центр социальной защиты населения Ершовского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению Алиевой А.А.К. санаторно-курортной путевкой.

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что Алиева А.А.К., обладая статусом инвалида, обращалась с заявлением в ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении. Однако санаторно-курортное лечение в установленные сроки ей предоставлено не было. Не обеспечение инвалида санаторно-курортным лечением в установленные сроки, является нарушением прав в сфере социального обеспечения, гарантированных Конституцией РФ и действующим законодательством.

Прокурор просил обязать ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» и Министерство социального развития Саратовской области обеспечить Алиеву А.А.К. санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор – помощник прокурора Ершовского района Саратовской области Спиридонов Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в иске.

Истец Алиева А.А.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменные возражения, согласно текста которых, в просительной части просил о рассмотрении дела без участиях их представителя. Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что основанием для отказа в удовлетворении иска является обеспечение граждан санаторно-курортными путевками в пределах выделенных лимитов федерального бюджета.

Кроме того, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Учитывая равные права граждан, путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются в порядке очередности, которая устанавливается с даты подачи заявления о выделении путевки.

Представитель ответчика ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеется заявление. В ходе подготовки к судебному заседанию с иском не согласилась, предоставила возражение на исковое заявление.

Суд, выслушав прокурора, истца Алиеву А.А.К, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №328 от 29 декабря 2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

С 2010 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №2104-р, утвердившим Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области, Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В целях реализации данного соглашения Постановлением Правительства Саратовской области №29-П от 28 января 2010 года утверждены Правила оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее по тексту – Правила), в соответствии с которыми социальные услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду междугородным транспортом к месту лечения и обратно предоставляются гражданам, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно пункту 4 Правил – УСПН предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее по тексту – УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок.

В соответствии с п. 5 Правил – УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минсоцразвития России от 22 ноября 2004 года №256. После получения справки граждане или их законные представители обращаются в министерство через УСПН с заявлением о предоставлении путевки (п. 7, 8 Правил).

УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет и профилем заболевания (п. 9 Правил). Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.

Согласно п.10 Правил на основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п.13 и 14 Правил – для получения путевки гражданин или его законный представитель предоставляет в УСПН следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и справку форма 070/у-04, а специалисты УСПН по месту жительства граждан заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Алиевой А.А.К. установлена третья группа инвалидности, что подтверждается справкой (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ Алиева А.А.К. обратилась в ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» с заявлением о предоставлении ей в порядке очередности путевки в санаторий (л.д 7).

Помимо указанного заявления Алиева А.А.К. в ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» одновременно с заявлением представлена справка для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение (л.д.8).

Согласно справки ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Алиева А.А.К. не обеспечена санаторно-курортной путевкой, в том числе, из обратившихся с заявлением в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и согласно прилагаемого списка лиц с заболеванием эндокринной системы под – Алиева А.А.К. (л.д.11-12).

По результатам рассмотрения заявления Алиева А.А.К., последняя была поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, что также было подтверждено и не оспаривалось представителем ответчика. Однако санаторно-курортное лечение ей предоставлено не было.

Таким образом, после обращения Алиевой А.А.К. в ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района», у последнего возникла обязанность по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, после постановки Алиевой А.А.К. на очередь, ответчиками не было предпринято всех возможных мер по реализации его прав на санаторно-курортное лечение и фактическому обеспечению путевками.

Ссылка представителей ответчика Министерства социального развития Саратовской области и ГАУ СО «ЦСЗН Ершовского района» в своих возражениях на то, основанием для отказа в удовлетворении иска является обеспечение граждан санаторно-курортными путевками в пределах выделенных лимитов федерального бюджета, является не состоятельной по следующим основаниям.

Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

Кроме того, ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

По тем же основаниям суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований с учетом представленной копии обращения к директору департамента Демографической политики и Социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о выделении дополнительных денежных средств.

Ссылка ответчиков, что учет граждан в целях обеспечения их санаторно-курортными путевками ведется в порядке очередности и граждане, получившие санаторно-курортное лечение, должны сниматься с очереди для получения путевки, суд считает неосновательной, поскольку постановлением Правительства Саратовской области от 24 февраля 2012 года № 87-П в пункте 5 Правил слова «в целях обеспечения очередности» – были исключены, а пункт 19 Правил был признан утратившим силу.

Те доводы представителя ответчика Министерства социального развития Саратовской области, что финансовое обеспечение расходов предусмотренных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенции поступивших из средств федерального бюджета, а в связи с чем при рассмотрении данного гражданского дела должны участвовать представители Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации суд находит не состоятельными, поскольку участие указанных лиц, при рассмотрении данного гражданского дела исходя из принципа диспозитивности права, прав Министерства социального развития Саратовской области не нарушает и не влияет на правильность разрешенного спора.

Таким образом, принимая во внимание, что истец Алиева А.А.К. своевременно обратилась с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчики не исполнили в установленный срок возложенные на них законом обязанности по обеспечению Алиевой А.А.К. путевкой на санаторно-курортное лечение, чем нарушили ее права в сфере социального обеспечения и лишили его возможности реализовать свое право на получение путевки и прохождения необходимого санаторно-курортного лечения.

Поскольку пунктом 9 вышеуказанных Правил заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год, то требования прокурора относительно обеспечения Алиевой А.А.К. санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ее обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению относительно указанного календарного периода.

На основании вышеизложенного, исковые требования, заявленные прокурором в интересах Алиевой А.А.К. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (1) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (1) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░

2-1117/2014 ~ М-1064/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алиева Аида Алим Кызы
Помощник прокурора Ершовского района Бородин В.А.
Ответчики
ГАУ ЦСЗН ЕР СО
Мин.соц.развития СО
Суд
Ершовский районный суд Саратовской области
Судья
Лучина Анна Александровна
Дело на сайте суда
ershovsky--sar.sudrf.ru
08.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2014Передача материалов судье
10.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2014Подготовка дела (собеседование)
30.09.2014Подготовка дела (собеседование)
30.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2014Судебное заседание
14.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2014Дело оформлено
18.11.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее