Решение по делу № 2а-275/2019 ~ М-296/2019 от 13.11.2019

Дело № 58RS0014-01-2019-000467-46

( 2а-275/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

р.п. Колышлей                                                      18 декабря 2019 года

Пензенской области

Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Прошкина С.В.,

при секретаре Ерзеневой И.А.,

представителя административного истца по доверенности Фадиной Т.С., административного ответчика Аполонова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Колышлейского районного суда Пензенской области (р.п. Колышлей, ул. Советская, 46) административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Пензенской области к Апполонову В.В. о взыскании обязательных платежей, санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области обратилась в суд с указанным административным иском к Апполонову В.В. на том основании, что Апполонов В.В., №, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с 13.02.2004 г. по 05.09.2006 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. По данным Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области (далее – Инспекция) за Апполоновым В.В. числится задолженность по налогам, пеням, штрафам, исчисленным за несвоевременную оплату, в общей сумме 750159 руб. 28 коп. Общая задолженность по налогам составила 230939 руб., из них: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ, в размере 230939 руб. (КБК №). Задолженность образовалась до 2005 года. Общая задолженность по пеням, исчисленным за несвоевременную уплату налогов и сборов, составила 519120 руб. 28 коп., из них: пеня по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере 519120 руб. 28 коп. (КБК №). Общая задолженность по штрафам в размере 100 руб., в том числе штраф за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 100 руб. (КБК №). Сторонами согласовано и не оспаривается факт направления Инспекцией в адрес Апполонова В.В. требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на указанную сумму задолженности в размере 750159 руб. 28 коп. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Апполоновым В.В. не исполнена обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов. В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации и индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечении срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика, причитающейся к уплате суммы налога Инспекция просит учесть смену программных комплексов, с помощью которых осуществлялся контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также контроль срока принудительного взыскания недоимок и начисления пени (Приказ МНС РФ от 20.11.2003 г. № БГ-3-25/645 «О расширении процессов модернизации в территориальных налоговых органах МНС России в 2004 году»). При переходе на новое программное обеспечение не были скорректированы данные информационного ресурса по направленным требованиям об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Ссылаясь на ст.ст. 31, 46, 48 НК РФ, ст.ст. 19, 125, 286-290, ч. 3 ст. 291 КАС РФ, просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления о взыскании с Апполонова В.В. задолженности, на общую сумму 750159 руб. 28 коп. Взыскать с Апполонова В.В., ИНН №, адрес места жительства: <адрес>, <адрес>, задолженность по налогам, пеням, штрафам, в размере 750159 руб. 28 коп.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области по доверенности от 06.02.2019 г. Фадина Т.С. исковое заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления в суд, взыскать в Апполонова В.В. задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 750159 руб. 28 коп. Дополнительно пояснила, что задолженность у Аполлонова В.В. по налогам, указанная в административном исковом заявлении, была установлена в 2002 г. по результатам камеральной налоговой проверки. В настоящее время доказательств направления уведомлений и требований Апполонову В.В. о погашении указанной задолженности в Инспекции не имеется, акт камеральной проверки уничтожен в связи с истечением десятилетнего срока хранения. В Инспекции отсутствуют документы, подтверждающие образовавшуюся задолженность. Уважительной причиной пропуска срока исковой давности считает смену программных комплексов, с помощью которых осуществлялся контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также контроль срока принудительного взыскания недоимок и начисления пени (Приказ МНС РФ от 20.11.2003 года № БГ-3-25/645 «О расширении процессов модернизации в территориальных налоговых органах МНС России в 2004 году»). При переходе на новое программное обеспечение не были скорректированы данные информационного ресурса по направленным требованиям об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Административный ответчик Апполонов В.В. в судебном заседании административное исковое заявление не признал, дополнительно пояснил, что ранее до 2006 г. он имел статус индивидуального предпринимателя, никакой задолженности перед налоговым органом у него не было, в связи с чем он прекратил предпринимательскую деятельность. В 2018 г. при оформлении загранпаспорта в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС он увидел, что у него имеется задолженность по налогам. Никаких уведомлений, а также требований о погашении задолженности ему никто не присылал. Все налоги до прекращения деятельности ИП им были оплачены. 12.09.2019 г. его пригласили в налоговую инспекцию, где было составлено соглашение, в котором указано, что ему направлялись, а он получал, требования о погашении налога, но какого именно налога и за какой период ему не известно, поскольку никаких требований он не получал. Просил в восстановлении срока исковой давности отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 ст. 17 НК РФ, установлено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Из ч.ч. 1, 2 ст. 44 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно гл. 32 КАС РФ

Частью 2 ст. 52 НК РФ установлено, что обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из ч. 3 ст. 52 НК РФ следует, что в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24.09.2019 г. Апполонов В.В. в период с 16.08.2000 г. по 05.09.2006 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 15-18).

В судебном заседании установлено, что административным истцом в установленный срок уведомления о погашении образовавшейся у Апполонова В.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ, в размере 230939 руб., не направлялись, поскольку сведений об этом суду административным истцом не представлено, административный ответчик Апполонов В.В. факт направления ему уведомлений по задолженности, указанной в административном исковом заявлении, отрицает.

Из ст. 69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом установлено, что Апполонову В.В. требования об уплате налога, указанного в административном исковом заявлении, с указанием подробных данных об основаниях взимания налога, со ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, не направлялись, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителем административного истца, показаниями Апполонова В.В., сообщением начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области Королевой О.Н. от 17.12.2019 г. № 01-69/10054.

Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что 12.09.2019 г. между Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области и Апполоновым В.В. было достигнуто и подписано соглашение (л.д.7-8), из которого следует, что сторонами согласовано и не оспаривается факт направления инспекцией в адрес плательщика требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на указанную сумму задолженности в размере 750159 руб. 28 коп., сторонами согласовано и не оспаривается факт получения плательщиком требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на указанную сумму задолженности в размере 750159 руб. 28 коп., сторонами согласованы и не оспариваются периоды и порядок исчисления штрафов, налогов и пеней, суд считает не состоятельными, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрено составление какого-либо соглашения, содержащего сведения о неоспоримости факта направления административным истцом и получения административным ответчиком требований, поскольку плательщику должно быть направлено только соответствующее Налоговому кодексу РФ требование.

Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

     Как следует из ч. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Частью 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 94 КАС РФ, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Частью 8 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административным истцом в нарушении требований ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока исковой давности.

Доводы административного истца о смене программных комплексов, с помощью которых осуществлялся контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также контроль срока принудительного взыскания недоимок и начисления пени (Приказ МНС РФ от 20.11.2003 года № БГ-3-25/645 «О расширении процессов модернизации в территориальных налоговых органах МНС России в 2004 году»), а также что при переходе на новое программное обеспечение не были скорректированы данные информационного ресурса по направленным требованиям об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, суд не может признать уважительными причинами пропуска срока исковой давности, объективно препятствующими своевременному обращению в суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ, при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в административном иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

При таких обстоятельствах требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к Апполонову В.В. о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании с Апполонова В.В. задолженности по налогам, пеням, штрафам, удовлетворению не подлежит, а поэтому суд отказывает в удовлетворении настоящего административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.12.2019 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-275/2019 ~ М-296/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области
Ответчики
Апполонов Виктор Владимирович
Суд
Колышлейский районный суд
Судья
Прошкин Сергей Васильевич
13.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
14.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019[Адм.] Судебное заседание
19.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее