Дело № 2-8968/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Рывкиной М.С.
с участием представителя истца Колесниковой Т.В. - Морозовой Е.А., представителя ответчика администрации Волгограда Серебрянниковой И.Е., представителя третьего лица комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда Прохоркиной Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2015 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Колесниковой Т. В. к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет
установил:
Колесникова Т.В. обратилась в суд с названным иском к администрации Волгограда, указав, что она замещала должности муниципальной службы в отделе социального обеспечения Исполнительного комитета Тракторозаводского райсовета народных депутатов ..., Управлении социальной защиты населения администрации ... Волгограда, Территориальном управлении по ... Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации .... Стаж, принимаемый для зачисления размера пенсии за выслугу лет Колесниковой Т.В. на ДД.ММ.ГГГГ составил 19 лет 07 месяцев 04 дня. Она обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Однако, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... в назначении ей пенсии за выслугу лет отказано в связи с отсутствием минимального стажа муниципальной службы на день увольнения из управления социальной защиты населения администрации ... Волгограда. С отказом в назначении пенсии она не согласна, считает отказ нарушающим её права.
Так, она работала в отделе социального обеспечения исполнительного комитета Тракторозаводского райсовета народных депутатов ... с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с реорганизацией отдела социального обеспечения в управление социальной защиты населения администрации ... переведена в управление, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность замещения муниципальных должностей Волгограда, муниципальной службы (работы) составил 14 лет 7 месяцев 11 дней.
Далее, на основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об упразднении управлений социальной защиты населения администраций районов Волгограда, комитетов (отделов) по делам семьи администрации районов Волгограда» управление социальной защиты населения администрации ... было упразднено (ликвидировано). Функции управления переданы Управлению социальной защиты населения администрации .... В этой связи она уволена ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в территориальное управление по ... Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации ... и с ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную гражданскую службу ... в отдел социальных выплат на должность главного специалиста. ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ... в соответствии с п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 указанного закона). Однако, увольнение происходило в связи с созданием Государственного учреждения «Центр социальной защиты населения по ... Волгограда» и передачей полномочий территориального Управления по ... социальной защиты населения Администрации ... государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по ... Волгограда». Основанием для увольнения фактически явился приказ Управления социальной защиты населения ... от ДД.ММ.ГГГГ №... «О ликвидации территориального управления по ... социальной защиты населения».
Основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет явилось отсутствие минимального стажа муниципальной службы на день увольнения из управления социальной защиты населения администрации ... Волгограда. Однако, в стаж муниципальной службы ответчиком не включены периоды замещения ею должности государственной гражданской службы, а именно период работы в должности главного специалиста отдела социальных выплат Территориального управления по ... Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации ..., продолжительностью 4 года 11 месяцев.
Указывает, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для государственных гражданских служащих. В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также на иных должностях в соответствии с законом. Таким образом, в нарушение требований законодательства в стаж её муниципальной службы ответчиком не включен период стажа государственной гражданской службы 4 года 11 месяцев.
Просит суд признать незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N126 «Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т. В.». Обязать администрацию Волгограда назначить Колесниковой Т.В. пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Колесникова Т.В. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель истца Колесниковой Т.В. – Морозова Е.А. в судебном заседании на доводах иска настаивала, указав, что на дату увольнения с муниципальной службы стаж истца составлял 14 лет 7 месяцев и 11 дней. При этом увольнение не зависело от воли Колесниковой Т.В., обусловлено упразднением Управления социальной защиты населения администрации ... Волгограда, то есть носило вынужденный характер. Впоследствии Колесникова Т.В. замещала должности государственной гражданской службы ..., которые также подлежат включению в стаж муниципальной службы. В связи с тем, что истец является получателем трудовой пенсии по старости и общий стаж её муниципальной службы превышает 15 лет, имеются необходимые условия для назначения администрацией Волгограда ей пенсии за выслугу лет.
Представитель ответчика администрации Волгограда Серебряникова И.Е. в судебном заседании по доводам иска возражала, так как на дату увольнения Колесниковой Т.В. с муниципальной службы её стаж составлял менее 15 лет, что свидетельствует об отсутствии необходимых условий к назначению администрацией Волгограда ей пенсии. Кроме того, комиссия по определению стажа муниципальной службы муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда не наделена правом определения стажа муниципальной службы в отношении лиц, не замещающих муниципальные должности на дату обращения в комиссию.
Представитель третьего лица комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда Прохоркина Н.Н. просила суд в иске отказать, в связи с отсутствием у Колесниковой Т.В. необходимого стажа на дату увольнения с муниципальной службы.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, часть 2).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст. 2 названного Федерального закона, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Как установлено ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Судом установлено, что Колесникова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в отделе социального обеспечения исполнительного комитета Тракторозаводского райсовета народных депутатов ..., о чем имеются соответствующие записи в трудовой книжке на её имя. Продолжительность замещения муниципальных должностей Волгограда, муниципальной службы (работы) в названный период составила 14 лет 7 месяцев 11 дней.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об упразднении управлений социальной защиты населения администраций районов Волгограда, комитетов (отделов) по делам семьи администрации районов Волгограда» управление социальной защиты населения администрации ... упразднено (ликвидировано), функции управления переданы Управлению социальной защиты населения администрации ....
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с должности муниципальной службы заведующей отделом управления социальной защиты населения администрации Волгограда в порядке перевода в Территориальное управление по ... Волгограда Управления социальной защиты населения администрации ..., где приступила к исполнению трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Т.В. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ... по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
Как следует из искового заявления, увольнение обусловлено созданием Государственного учреждения «Центр социальной защиты населения по ... Волгограда» и передачей полномочий территориального Управления по ... социальной защиты населения Администрации ... государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по ... Волгограда».
По смыслу п.5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Исходя из ч.2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Колесникова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В целях реализации права на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты Колесникова Т.В. обратилась в администрацию Волгограда с заявлением и обосновывающими документами. Так, истцом предоставлена справка администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ о период замещения муниципальных должностей Волгограда, периодах муниципальной службы (работа), периодах работы в местных органах государственной власти и управления Волгограда, учитываемых для назначения пенсии за выслугу лет, согласно которой стаж, принимаемый для исчисления размера пенсии за выслугу лет Колесниковой Т.В. составил 19 лет 07 месяцев 04 дня.
Однако, оспариваемым постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... отказано в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т.В., замещавшей должность заведующего отделом социальной защиты управления социальной защиты населения администрации ... Волгограда, в связи с отсутствием минимального стажа муниципальной службы на день увольнения из управления социальной защиты населения администрации ... Волгограда.
Истец не согласна с принятым решением, поскольку в стаж её работы не включены периоды замещения ею должности государственной гражданской службы, а именно период работы в должности главного специалиста отдела социальных выплат Территориального управления по ... Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации ..., продолжительностью 4 года 11 месяцев.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... утверждено Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда.
В соответствии с п. 2.1 названного Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты по достижении возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет независимо от возраста, в котором они были уволены (освобождены) с должности муниципальной службы Волгограда, при условии назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №...- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим указанного пункта.
При этом, по смыслу п. 2.2 Положения, лицам, указанным в пункте 2.1 Положения, пенсия за выслугу лет назначается при увольнении (освобождении) с должности по приведенным в пункте основаниям.
Буквальное толкование пунктов 2.1 и 2.2 Положения позволяет судить о том, что для решения вопроса о наличии оснований к назначению пенсии за выслугу лет для муниципального служащего Волгограда определяющее значение имеет наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет на момент увольнения с муниципальной службы.
Стаж муниципальной службы Колесниковой Т.В. в должности заведующей отделом управления социальной защиты населения администрации Волгограда составил 14 лет 7 месяцев 11 дней, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Таким образом, на дату увольнения с должности муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ у Колесниковой Т.В. отсутствовал необходимый стаж муниципальной службы, в связи с чем у администрации Волгограда не имелось правовых оснований к назначению истцу пенсии за выслугу лет.
Довод стороны истца о том, что после увольнения с муниципальной службы Колесникова Т.В. работала в структурном подразделении администрации ... 4 года 11 месяцев 23 дня в должности главного специалиста отдела социальных выплат, не может быть положен в основу решения об удовлетворении иска, поскольку на день увольнения из органов местного самоуправления у нее отсутствовал необходимый стаж муниципальной службы.
Действительно, в соответствии со ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 – 3 ст. 9.1. ... от ДД.ММ.ГГГГ №...-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в ...» В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также на иных должностях в соответствии с настоящим Законом согласно приложению 7.
Стаж муниципальной службы определяется совместной комиссией органов местного самоуправления муниципального образования и утверждается руководителем соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, стаж работы Колесниковой Т.В. в должности главного специалиста отдела социальных Управления социальной защиты населения Администрации ... подлежит зачету в стаж муниципальной службы истца, в случае увольнения последней с государственной гражданской службы и назначении на муниципальную службу. Однако такое обстоятельство в рассматриваемом случае отсутствует.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 19-П).
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
Именно поэтому как Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По сути, такое участие направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению муниципальных служащих и обусловлено целями поддержания необходимого уровня гарантирования пенсионных прав для соответствующей категории граждан с учетом конкретных социально-экономических и иных объективных условий и особенностей, характеризующих субъекты Российской Федерации, включая специфику развития на данной территории отношений местного самоуправления.
Суд учитывает, что в системе действующего правового регулирования право на пенсионное обеспечение бывшего муниципального служащего Волгограда по выслуге лет связано не только с самим фактом прохождения им муниципальной службы, но и с длительностью такой службы на дату прекращения трудовых отношений с органом местного самоуправления, а также нуждаемостью в пенсионном обеспечении.
Иное позволило бы претендовать на пенсию со стороны муниципалитета гражданам, находившимся не продолжительное время на муниципальной службе, а впоследствии занимающим иные должности, вклад которых в деятельность органов местного самоуправления существенным не является.
Несмотря на прохождение муниципальной службы Колесниковой Т.В. длительное время, необходимого для назначения пенсии стажа на дату увольнения у нее не имелось.
Что касается доводов иска о вынужденном характере прекращения муниципальной службы, связанном с реформой органов социальной защиты населения ..., то само по себе это обстоятельство правового значения к определению стажа муниципальной службы Колесниковой Т.В. не имеет.
Кроме того суд также находит не лишенными оснований возражения представителя ответчика о том, что Положением о совместной комиссии по определению стажа муниципальной службы муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 36/1099, комиссия наделена полномочиями рассматривать вопросы о включении в муниципальный стаж муниципальной службы только в отношении действующих муниципальных служащих.
Колесникова Т.В. не являлась муниципальным служащим на момент обращения в администрацию Волгограда с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, как замещавшей должность заведующего отделом социальной защиты населения администрации ... Волгограда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено оснований к признанию незаконным отказа администрации Волгограда в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т.В., и возложения обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Колесниковой Т. В. к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...