Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сызрань 21 мая 2020 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Кислянникова Т.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № *** по административному иску прокурора Сызранского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информацией,
Установил:
Прокурор Сызранского района обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информацией, просит признать информацию, размещенную на сайтах * * *, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование исковых требований указывает на то, что прокуратурой Сызранского района Самарской области в ходе мониторинга сети «Интернет» при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации выявлены сайты с доменными именами: * * * на страницах которых размещена информация о возмездном оформлении подложных документов об образовании в Российской Федерации. Установлено, что вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Указанные сайты предлагают получение документов об образовании без прохождения необходимого обучения. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению документов об образовании без прохождения обучения и сдачи экзамена, недопустимо, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324 и 327 УК РФ. Информация, размещенная на вышеуказанных Интернет-сайтах, не обладает сведениями о владельце, носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, нарушает конституционные права граждан Российской Федерации на получение образования, и может быть признана запрещенной только в судебном порядке.
Суд, исследовав письменные материалы по делу, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Согласно ст. 39, ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Анализируя ч. 1 ст. 265.3 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и материалы проверки прокуратуры установлено, что административный ответчик не установлен, отсутствует.
В силу ч. 2 ст. 265.3 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Указанное административное исковое заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с целью включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 22, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 5.1.7 Положения Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по вышеназванным адресам данной информации нарушает права неопределенного круга лиц и интересов государства.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным адресам, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Также суд считает необходимым возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области обязанность по включению сайтов с данными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 231-293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Сызранского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информацией, удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет-страницах:
* * *
* * *
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Самарской области - оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах https://syzran.diplomxgosznak.com/, https://syzran.exdiplomy.com/, содержащих информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Кислянникова Т.П.