Дело №2-904/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Ластовской Н.А., помощнике судьи Коварзиной Т.В.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
представителя ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области Новиков А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпашевского городского прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению следственному изолятору №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о наложении обязанности по оборудованию камер режимного корпуса, предназначенных для содержания женщин, холодильниками,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд с иском к Федеральному казенному учреждению следственному изолятору №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о наложении обязанности по оборудованию камер режимного корпуса №2 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, предназначенных для содержания женщин, в соответствии требованиям п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 холодильниками в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что в ходе проведения проверки ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области выявлены нарушения требований законов, регулирующих порядок содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных. При проведении проверки соблюдения законодательства в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, установлено, что администрацией учреждения допускаются нарушения в части материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в учреждении. Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на администрации следственных изоляторов возложена обязанность обеспечения содержащимся лицам бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Согласно абзацу тринадцатому пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 камеры СИЗО оборудуются: телевизором, холодильником при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке). При проверке условий содержания заключенных под стражу женщин установлено, что в нарушение указанных требований в камерах, где они содержатся, отсутствуют холодильники. Колпашевским городским прокурором начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области 29.06.2020, 24.02.2021 были внесены представления об устранении нарушений закона. Однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено. Согласно ответам начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области в УФСИН России по Томской области направлялись служебные письма с просьбами рассмотреть вопрос о выделении холодильников и телевизоров, необходимых для дооборудования камер режимного корпуса № 2 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, предназначенных для содержания женщин и несовершеннолетних детей. До настоящего времени денежные средства на приобретение холодильников не выделены, камеры не оборудованы холодильниками. В ходе проверки, проведенной 17.09.2021, установлено, что в режимном корпусе ФКУ СИЗО-2 имеется 13 камер для размещения женщин и 3 камеры для размещения несовершеннолетних. Вместе с тем в нарушение указанных требований, холодильниками оборудованы только 3 камеры для размещения несовершеннолетних и 1 камера для размещения женщин. Таким образом, общая потребность в исполнении требований ст. 23 Федеральный закон № ЮЗ-ФЗ, а также требований п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189, составляет 12 холодильников. Предоставленные ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области документы о том, что учреждением принимались меры к недопущению правонарушений путем направления писем в УФСИН России по Томской области о выделении денежных средств на холодильники, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение прав содержащихся под стражей в силу положений ст. 2, 17 Конституции РФ недопустимо. Согласно Уставу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, ответчик является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. К предмету и целям деятельности СИЗО относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на администрацию следственных изоляторов. Требования прокурора заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области Новиков А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования Колпашевского городского прокурора признал частично, дополнительно пояснил, что прокуратурой было вынесено постановления об обеспечении холодильниками камер для содержания несовершеннолетних и женщин. Ответчик согласен, что имеется необходимость в данном оборудовании, однако считает, что ФКУ СИЗО-2 не может выступать надлежащим ответчиком по данному иску ввиду того, что ФКУ СИЗО-2 является органом исполнительной власти и является получателем бюджетных средств, которые доводятся через УФСН России по Томской области ФСИН России. Доводятся лимиты бюджетных обязательств, предоставляются главным распорядителем денежных средств ФСИН России. Также согласно п.7 положения о ФСИН России, утвержденного Указом президента РФ от 13.10.2004 №1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказание, а также предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Бюджетные средства, которые доводятся до ФКУ СИЗО-2 выделены на конкретные цели по заявке учреждения, которые имеют строго целевое расходование, не могут расходоваться на другие цели. По представлению прокурора ФКУ СИЗО-2 неоднократно направляло в УФСИН России по Томской области запросы о выделении денежных средств на приобретение холодильного оборудования, однако, данные денежные средства выделены не были. Самостоятельно исполнить предписание прокурора ФКУ СИЗО-2 не может, полагают, что надлежащим ответчиком будет являться ФСИН России, который является главным распорядителем бюджетных средств.
Из представленного ответчиком письменного возражения на исковое заявление следует, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В соответствии с Уставом учреждения утвержденного Приказом ФСИН России от 21.12.2020 № 932, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочии учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет, ФСИН России. Согласно п. 7 положения о ФСИН России утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, ввиду чего Учреждение не может являться надлежащим ответчиком по настоящему иску. Как следствие исковые требования о понуждении к совершению действий в виде выделения финансирования на оборудование камер режимного корпуса № 2 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, предназначенных для содержания женщин в соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189, холодильниками должны быть предъявлены к ФСИН России. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования будет являться ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушит принцип разделения властей, установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации. Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование камер Учреждения дополнительными холодильниками, будет являться вмешательством в административно - хозяйственную деятельность государственного органа. Полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Российская Федерация в лице УФСИН России, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился по неизвестной причине.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно п. п. 1, 4, 5 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В силу ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
На основании ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Правилами внутреннего распорядка устанавливается в том числе, порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 42 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры СИЗО оборудуются холодильниками (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке).
Колпашевской городской прокуратурой в отношении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующих порядок содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных.
Из акта проверки прокуратуры от 17.09.2021 следует, что в следственном изоляторе всего 50 камер из них: 13 камер предназначенных для содержания женщин и 3 камеры для содержания несовершеннолетних. В настоящее время оборудовано холодильниками 3 камеры, где содержатся несовершеннолетние и 1 камера, где содержатся женщины. Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № ЮЗ-ФЗ) на администрации следственных изоляторов возложена обязанность обеспечения содержащимся лицам бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Согласно абзацу тринадцатому пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 камеры СИЗО оборудуются: телевизором, холодильником при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке). В нарушение указанных требований в 12 камерах, где содержатся женщины, отсутствуют холодильники.(л.д.8)
Ранее, Колпашевской городской прокуратурой в адрес ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области было направлено представление об устранении нарушений закона от 24.02.2021 № 47-2021, в том числе по оборудованию камер, в которых содержатся женщины оборудовать холодильниками, а именно камеры № 43, 62, 64. ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области предложено принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, а также решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.(л.д.19-22)
Из ответа ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области от 10.03.2021 на вышеуказанное представление прокуратуры следует, что с доводами Колпашевской городской прокуратуры администрация учреждения согласна, указанные нарушения приняты во внимание для недопущения в дальнейшей деятельности. За допущенные нарушения должностные лица начальник отдела коммунально-бытового обеспечения, заместитель начальника отдела режима и надзора, инспектор ГПП отдела режима и надзора привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания, объявленного публично в устной форме.(л.д.23-28)
ДД.ММ.ГГГГ Колпашевским городским прокурором повторно вынесено представление об устранении нарушений закона, в том числе по оборудованию камеры, в которой содержится осужденная холодильником и телевизором, а именно камеры №. ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области предложено принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, а также решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.(л.д.29-31)
Из ответа ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление прокуратуры следует, что с доводами Колпашевской городской прокуратуры администрация учреждения согласна, указанные нарушения приняты к немедленному устранению. За допущенные нарушения должностные лица начальник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения, заместитель начальника отдела режима и надзора привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания, объявленного публично в устной форме.(л.д.32-35)
Из материалов дела следует, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области неоднократно, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФСИН России по Томской области направлены служебные письма с просьбой рассмотрении вопрос о выделении холодильников и телевизоров, необходимых для дооборудования камер режимного корпуса №2 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, предназначенных для содержания женщин и несовершеннолетних детей. (л.д.9-11)
В соответствии с планом устранения недостатков в ФКУСИЗО-2 УФСИН России по Томской области по представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки исполнения, в том числе по оборудованию камер для содержания женщин и детей в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 2005 № п.42, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13-15)
До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, камеры, предназначенные для размещения женщин, холодильниками не оборудованы, что не оспаривается ответчиком.
Согласно Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 21.12.2020 года, Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. К предмету и целям деятельности СИЗО относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, местом нахождения которого является: <адрес>.(л.д.41-52)
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на администрацию следственных изоляторов.
При таких обстоятельствах, учитывая положения вышеуказанных норм закона, установив факт неисполнения ответчиком обязанности по соблюдению прав лиц, содержащихся под стражей, на получение санитарно-бытового обеспечения, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что невыполнение п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы вызвано отсутствием финансирования на эти цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку не исключают обязанности ответчика соблюдать требования Федерального закона "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, суд приходит к выводу о необходимости установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течении трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, что является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колпашевского городского прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению следственному изолятору №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о наложении обязанности по оборудованию камер режимного корпуса, предназначенных для содержания женщин, холодильниками, удовлетворить.
Возложить на Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области обязанность по оборудованию камер режимного корпуса №2 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Томской области, предназначенных для содержания женщин, в соответствии требованиям п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 холодильниками в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.В.Ольховская
Решение в окончательной форме принято 28 октября 2021 года.
Судья: Е.В.Ольховская