Дело № 2-4880/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,
при секретаре Аксенцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Н.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на меру социальной поддержки и возложении обязанности о выдаче сертификата на областной материнский капитала,
установил:
Климова Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на меру социальной поддержки в виде сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка и возложении обязанности по его выдаче. В обоснование требований указала, что ей ответчиком незаконно отказано в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала со ссылкой на то, что в течение года до рождения ребенка она не проживала на территории Смоленской области и данное обстоятельство в силу Областного закона от 28.02.2008 года № 15-З «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области» является препятствием к предоставлению названной меры социальной поддержки.
Истица Климова Н.А. и ее представитель по ордеру Захаренкова Е.В. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истица указала, что в спорный период она регистрацию по месту жительства и пребывания на территории Смоленской области не имела, однако фактически проживала в г. Смоленске.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Матвеева Е.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в представленных возражениях. (л.д. 30-32).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" принятый 28.02.2008 года областной закон № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
В силу п.1 ч.1 ст. 3 вышеназванного областного закона право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года и, в частности, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2008 года, если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (ч.2 ст. 5 областного закона № 15-з).
Судом установлено, что Климова Н.А. является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6-7).
Истица обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию за получением сертификата на областной материнский (семейный) капитал, как мать, родившая второго ребенка.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Климовой Н.А. было отказано в выдаче указанного сертификата по причине отсутствия права на дополнительные меры поддержки в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-з со ссылкой на то, что она не проживала на территории Смоленской области в течение одного года на момент рождения дочери. (л.д. 8, 46).
Как следует из представленной истицей копии паспорта, она была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. (л.д. 34).
В судебном заседании истица пояснила, что, несмотря на отсутствие у нее регистрации по Смоленской области в спорный период, она проживала без регистрации на территории Смоленской области вместе со своим гражданским супругом в принадлежащей его отцу квартире по адресу: <адрес>. (л.д. 55).
В силу ч. 6 ст. 5 областного закона от 28 февраля 2008 года N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим законом; прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры поддержки.
Конституция РФ указывает на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Положение ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Поскольку место жительства является юридическим фактом, а его регистрация – лишь одним из подтверждений, при отсутствии регистрации место жительства может быть удостоверено и другими доказательствами.
При рассмотрении заявления о выдаче сертификата уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах ограничения в родительских правах, лишения родительских прав, об отмене усыновления, о признании лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра (ч.4 ст. 5 областного закона).
С наличием места жительства связана реализация социальных прав, которые в силу своей специфики должны осуществляться только в одном месте. Персонифицированный пенсионный учет граждан ведется в России с 1997 года, а учет застрахованных по обязательному медицинскому страхованию введен еще раньше.
В случае, если в представляемом физическим лицом российском паспорте отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено по делу, гражданский супруг истицы Баишев О.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 58). С ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу также временно зарегистрированы Климова Н.А. и ее несовершеннолетние дочери ФИО2 и ФИО3. (л.д. 56-57).
Факт нахождения в спорный период истицы на территории Смоленской области подтверждается данными медицинской карты ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, об обращении за медицинской помощью 01 апреля, 04 апреля,08 мая, ДД.ММ.ГГГГ в сопровождении матери. (л.д. 17-21).
ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А. также обращалась за медицинской помощью дочери ФИО2 в ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница». (л.д. 27-28).
Согласно справке женской консультации № ОГБУЗ «Клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ Климова Н.А., проживающая по адресу: <адрес> состояла на учете по поводу беременности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Из справки МБДОУ «Детский сад № «Садкло» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 посещала детский сад с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, забирали и приводили ее родители. (л.д. 54).В указанном медицинском учреждении ею также сдавались анализы 21 июля, 15 августа, ДД.ММ.ГГГГ
Факт проживания истицы в спорный период на территории Смоленской области также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели собственник квартиры Баишев В.З., гражданский супруг Баишев О.В. и соседка Самусева Т.П.
Данные обстоятельства указывают на проживание истицы в спорный период на территории г. Смоленска в период года до рождения второго ребенка, в связи с чем имеются основания для признания за ней права на получение меры социальной поддержки в виде сертификата на областной семейный (материнский) капитал.
При таких установленных судом обстоятельствах иск Климовой Н.А. подлежит удовлетворению.
В соответствии с нормами ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные ею представительские расходы (в связи с составлением иска и представительством в суде), несение которых подтверждается представленными квитанциями от 17 ноября и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-53), разумные пределы которых с учетом временных затрат и сложности спора, судом определяются в размере 7 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Климовой Н.А. право на получение областного материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию выдать Климовой Н.А. сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Климовой Н.А. в возврат госпошлины 300 руб. и представительские расходы в сумме 7 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.
Председательствующий О.В. Космачева