Дело № 2-793/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Угрюмовой Е.А.,
истца Петраченко А.Н.,
представителя ответчика администрации Сковородинского района Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петроченко ФИО17 к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Петроченко Анастасия Николаевна обратилась в суд с иском к управлению образования администрации Сковородинского района о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ней была закреплена жилая площадь, на которой был прописан лишенный родительских прав отец, и на которой она после смерти своей матери не проживала. Права пользования закрепленной жилой площадью у неё так же не было. Она не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а так же собственником жилого помещения.
Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 года, были внесены изменения в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которыми, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, не реализовавшие своего права на жилье, сохраняют его.
В связи с этим, она обратилась в установленном порядке в Управление образования администрации Сковородинского района Амурской области с заявлением о включении меня в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с приложениям всех необходимых документов. На основании протокола № 8/17 от 03 марта 2017 года ей было отказано во включении в списки нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии, основанием для отказа послужило то, что за нею была закреплена жилая площадь, поэтому она не вправе претендовать на обеспечение жилым помещением, а должна обратиться в суд с иском о выселении своих родственников из жилого помещения. Она обратилась в прокуратуру Сковородинского района, где не стали разбираться и вносить представление о признании решения администрации пгт. Ерофей Павлович о закреплении за ней жилого помещения незаконным, а рекомендовали судиться, чтобы самой доказать незаконность закрепления за ней жилой площади, на которой проживал её отец, лишенный родительских прав. Прокурор расписался в своем бессилии, и ней приходится самостоятельно, имея на руках новорожденного ребенка, отстаивать свое право на жилье. Сейчас она арендует фактически непригодное для проживание жилое помещение, т.к. иного у нее не имеется, и ей негде проживать. Органы социальной защиты и прокуратура бросили её на произвол судьбы. Считает, данный отказ и бездействия должностных лиц (ответчиков по иску) об отказе во включении её в список детей-сирот и лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями, незаконным и необоснованным. Этим отказом созданы препятствия для реализации ее конституционного права на жилище, и тем самым, грубо нарушены ее права и законные интересы. На основании изложенного просит суд признать за ней права на обеспечение благоустроенным жилым помещением в соответствии в действующим законодательством и обязать отдел образования администрации Сковородинского района включить её в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Истец Петроченко А.Н.в судебном заседании уточнила исковые требования, в обоснование данной позиции суду пояснила, что отказывается от заявленных требований к управлению образования администрации Сковородинского района о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Просит суд обязать Администрацию Сковородинского района предоставить Петроченко Анастасии Николаевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере не менее 33 кв. метра.
Представитель ответчика управления образования администрации Сковородинского района надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие представителя третьего лица.
Определением Сковородинского районного суда от 05 декабря 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сковородинского района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Представитель соответчика администрации Сковородинского района Алексеева О.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что исковые требования Петроченко А.Н. Администрация Сковородинского района не признает в полном объеме, 03 марта 2017 года на межведомственной комиссии рассматривался вопрос об установлении факта не возможности проживания Петроченко А.Н. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, закрепленном за ней в соответствии с постановлением Главы поселка Ерофей Павлович от 25.11.2004 года № 111, установлено, что в данном жилом помещении проживает отец – Петроченко ФИО18, ранее лишенный родительских прав в отношении Петроченко А.Н. решением Сковородинского районного суда от 17.12.2004 года. В представленных Петроченко А.Н. документах отсутствует копия решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ (в случаях проживания на любом законном основании в жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении детей – сирот освобожденных либо отстранённых в установленном порядке от выполнения обязанностей опекуна или попечителя, являющихся усыновителями (усыновителем), если усыновление отменено, не являющихся членами семьи детей-сирот, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности – в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»). На момент вынесения постановления Главы муниципального образования поселка Ерофей Павлович от 25.11.2004 года № 111 учетная норма по жилой площади была соблюдена, рождение детей Латышевой О.Н. – Латышевой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года, Латышевой Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ года, Латышевой М.В., 2016 года, не является основанием для прекращения права пользования указанным жилым помещением Петраченко А.Н.. Комиссией решено: отказать в установлении факта невозможности проживания Петраченко А.Н. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> рекомендовать обратиться в суд с заявлением о выселении лиц, незаконно проживающих на данной жилой площади. В связи с чем просят в иске Петроченко А.Н. отказать.
Третье лицо администрация рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, своего представителя в суд не направила, глава администрации рабочего поселка Ерофей Павлович представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие представителя третьего лица.
Согласно представленного в суд отзыва третьего лица администрации рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович следует, что администрация рабочего поселка Ерофей Павлович привлечена в качестве третьего лица к судебному разбирательству по рассмотрению искового заявления А.Н. Петроченко к Управлению образования администрации Сковородинского района о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По существу заявленных исковых требований сообщают следующее:
Жилое помещение по адресу : пгт <адрес> <адрес> находится в муниципальной собственности. Отец Истца- Н.В. Петроченко постоянно проживает и зарегистрирован в данном жилом помещении с 1990 года. А.Н. Петроченко проживала в этой квартире с рождения. В 2004 году, на момент утраты А.Н. Петроченко попечения родителей, жилое помещение принадлежало семье на праве пользования на основании ордера. В квартире проживали 3 человека: Н.В. Петроченко- отец, О.Н. Петроченко- сестра и Истец.
Согласно п.3 ч.2 ст.60 Жилищного Кодекса РСФСР жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами, в том числе детьми, в случае их выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Руководствуясь вышеуказанной нормой Закона, за А.Н. Петроченко было закреплено постановлением администрации рабочего поселка от 25.11.2004 года № 111 жилое помещение по адресу : <адрес>. Таким образом, утверждение Истца о том, что жилая площадь была закреплена за ней незаконно необоснованно.
Третье лицо - Министерство финансов Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Амурской области.
Третье лицо Министерство социальной защиты населения, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в представленном в судебное заседание отзыве представитель третьего лица просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство социальной защиты населения.
Согласно представленного отзыва третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области следует, что Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее -министерство) ознакомилось с исковым заявлением Петраченко А.Н., несогласно с заявленными требованиями на основании следующего.
Обеспечение детей сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федерального закона № 159-ФЗ).
Согласно положениям ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
- проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Также пп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Кроме того, право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, зависит не только от наличия или отсутствия у них в собственности жилого помещения, но и от факта признания их проживания в данном жилом помещении невозможным.
Аналогичные нормы содержаться и в Законе Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложены на органы местного самоуправления.
Как следует из искового заявления, Петраченко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р,, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации пгг. Ерофей Павлович 25.11.2004 № 111 за истицей закреплено жилое помещение расположенное по адресу: шт. <адрес>, <адрес> кв.
19.12.2016 указанное жилое помещение по договору социального найма было передано Латышевой О.Н., сестре Петрачеико А.Н. Петраченко А.Н. выразила согласие на заключение данного договора.
Вместе с тем, заключение органа местного самоуправления о невозможности проживания в указанном жилом помещении в материалах дела не имеется.
Акт об отмене постановления администрации пгт. Ерофей Павлович 25.11.2004 № 111 о закреплении за истицей жилого помещения также в материалы дела не представлен.
При указанных обстоятельствах полагаем, что оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании за ней право на обеспечение жилым помещением не имеется. На основании изложенного, министерство социальной защиты населения Амурской области просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Петроченко ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Петроченко ФИО20 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Петроченко ФИО18 лишен родительских прав на основании решения Сковородинского районного суда Амурской области от 17 декабря 2004 года.
Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что постановлением муниципального образования п. Ерофей Павлович № 111 от 25 ноября 2004 года за Петроченко ФИО17 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес> до ее совершеннолетия.
Согласно сообщения администрации рабочего поселка Ерофей Павлович жилое помещение по адресу : пгт <адрес> <адрес> находится в муниципальной собственности. В 2004 году, на момент закрепления за Петроченко А.Н. указанного жилого помещения, оно принадлежало семье Петроченко А.Н. на праве пользования на основании ордера. В квартире проживали 3 человека: отец – Петроченко Н.В., сестра Петроченко О.Н., и Петроченко А.Н..
19 декабря 2016 года указанное жилое помещение было передано по договору социального найма сестре Петроченко А.Н. – Латышевой О.Н.
Согласно указанного договора социального найма от 19.12.2016 года в качестве членов семьи, совместно с нанимателем вселившимися в жилое помещение указаны: Петроченко ФИО18 – отец, Петроченко ФИО17 – сестра, дети Латышевой Н.Н. – Латышева ФИО25, Латышев ФИО26, Латышева ФИО27.
Также из данного договора установлено, что общая площадь вышеуказанного жилого помещения – 46,1 кв.м.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений
по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации признало детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, и установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.7 ст.8 ФЗ Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - на семью из 2-х человек;
18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
В судебном заседании установлено, что за Петроченко А.Н. закреплено жилое помещение по адресу: п. <адрес>, <адрес>, в котором кроме нее проживает ее отец Петроченко Н.В., сестра Петроченко О.Н., дети сестры – Латышева В.В., Латышев Ю.В., Латышева М.В.
Кроме того, размер жилой площади вышеуказанного жилого помещения с учетом всех проживающих в нем лиц, не соответствует нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на данный момент Петроченко А.Н. не может быть признана обеспеченной органом местного самоуправления жилым помещением, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части исковых требований Петроченко А.Н. о возложении на администрацию Сковородинского района обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд полагает следующее.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.
Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование Петроченко А.Н. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - пгт.Ерофей Павлович Сковородинского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.
При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Петроченко А.Н. в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений
по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых
помещениях признается невозможным, однократно предоставляются
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств
областного бюджета благоустроенныеприменительно к условиям
соответствующего населенного пункта жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Из статьи 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 5, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № 2 к настоящему Закону.
Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются Правительством области. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение,
Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета,
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению Правительство области вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.
Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется уполномоченным органом.
Согласно Постановлению Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям -сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Кроме того, в силу ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Петроченко А.Н. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Петроченко А.Н. к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - пгт.Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, подлежат удовлетворению.
Согласно Решению поселкового Совета народных депутатов поселка Ерофей Павлович Сковородинского района № 77 от 11.10.2005 года утверждено Положение «Об основах жилищной политики на территории муниципального образования пос. Ерофей Павлович», из которого следует, что минимальный размер нормы предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории пос.Ерофей Павлович, составляет 33 кв.метра - для одиноко проживающих граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Петроченко ФИО17 к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, удовлетворить.
Обязать Администрацию Сковородинского района предоставить Петроченко ФИО17 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович Сковородинского района Амурской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере не менее 33 кв. метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форма, т.е. с 09 января 2018 года.
Председательствующий С.Ю. Петрашко