Дело №2-170/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Кутузовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немыкина С. М. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о включении прав и обязанностей по договору аренды в состав наследства,
установил:
Немыкин С.М. обратился в суд с названным иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что истец приходится сыном по отношению к наследодателю - <данные изъяты>, умершему ДД.ММ.ГГГГ и соответственно наследником первой очереди по закону после смерти наследодателя. Иных наследников не имеется, о чем в наследственном деле №<данные изъяты> у нотариуса Стародубцевой Е.А. имеются соответствующие сведения. При жизни <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ между последним и администрацией <адрес> (в настоящее время администрация Петрозаводского городского округа) был заключен договор №<данные изъяты> аренды земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты>, расположенного по ул.<адрес> со сроком аренды до ДД.ММ.ГГГГ (по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> к указанному договору - до ДД.ММ.ГГГГ). При этом, из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ на заявление по вопросу действия вышеуказанного договора аренды следует, что данный договор, в силу положений ст.ст.610,621 Гражданского кодекса РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. После смерти <данные изъяты>, открылось наследство, в том числе, в виде права аренды земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты>, расположенного по ул.<адрес>. Истец в установленный срок осуществил принятие наследства, обратившись к нотариусу с заявлением о получении свидетельства о праве на наследство в отношении указанного земельного участка, являясь наследником первой очереди по закону после смерти наследодателя. Нотариусом истцу в выдаче свидетельства в отношении указанного земельного участка было отказано по причине отсутствия сведений о регистрации договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и рекомендовано обратиться в судебные органы с требованием о включении права аренды в состав наследственного имущества. По изложенным в иске основаниям истец просит включить права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты>, расположенного по ул.<адрес> в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты>, признать за истцом - Немыкиным С. М. права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты>, расположенного по ул.<адрес>.
Определением судьи от 05 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Определением судьи от 28 ноября 2019 года произведена замена процессуального статуса третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на соответчика.
Сторона истца в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела в установленном порядке, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела в установленном порядке, представило письменный отзыв, в котором разрешение требований истца оставила на усмотрение суда.
Ответчик администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном письменном ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо нотариус Стародубцева Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела в установленном порядке.
Суд, изучив материалы гражданского дела, материалы наследственного дела №<данные изъяты>/<данные изъяты>, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Немыкин С. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится сыном <данные изъяты> и <данные изъяты> (запись акта о рождении №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, составленная <данные изъяты> районным бюро ЗАГС <данные изъяты> АССР).
ДД.ММ.ГГГГ умер <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (запись акта о смерти №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, составленная отделом ЗАГС города <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Немыкин С. М. обратился к нотариусу Стародубцевой Е.А. с заявлением о принятии наследства.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> обратилась к нотариусу Стародубцевой Е.А. с заявлением об отказе от причитающейся ей доли наследства в пользу сына наследодателя Немыкина С. М..
Согласно ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений, содержащихся в пп.14, 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм). Имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также, если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом РФ или другими федеральными законами.
Земельный участок является недвижимым имуществом в силу ст.130 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Положения п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующей в период подписания договора аренды) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Договор аренды земельного участка №<данные изъяты>, заключенный между Немыкиным М. С. и администрацией города Петрозаводска ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован не был. Однако отсутствие государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества само по себе не лишает лицо права на судебную защиту, о чем указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2001 №154-О.
Из разъяснений, содержащихся в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих права наследодателя на имущество, судами рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства. Соответственно, при наличии зарегистрированного договора аренды земельного участка у истца отсутствовали бы основания для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с п.2 ст.617 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Из изложенного следует, что юридически значимым для разрешения настоящего иска обстоятельством является наличие у <данные изъяты> на день его смерти права аренды указанного земельного участка.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по улице <адрес>. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной складской базы.
Из представленного суду письма МКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по арендной плате по указанному договору аренды отсутствует.
Согласно п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст.610).
Материалами дела подтверждается, что по истечении срока аренды в отсутствие возражений со стороны администрации <данные изъяты> продолжил пользоваться указанным земельным участком, что в силу положений ст.ст.610, 621 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о возобновлении договора аренды на неопределенный срок.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что указанный земельный участок фактически находился в аренде у <данные изъяты> на день его смерти, права и обязанности по договору он исполнял, арендодатель в лице администрации Петрозаводского городского округа претензий к арендатору не заявлял, считал договор действующим, в связи с чем направлял <данные изъяты> квитанции для оплаты арендных платежей. Договор аренды земельного участка, заключенный с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года и возобновленный на неопределенный срок, недействительным не признавался, при его жизни никем не оспаривался. На день смерти <данные изъяты> иных лиц, кроме наследников, претендующих на пользование данным земельным участком, не имелось.
При таких обстоятельствах, заявленные Немыкиным С. М. исковые требования подлежат удовлетворению. Между тем следует заметить, что замена стороны арендатора в рассматриваемом договоре аренды произошла в силу закона (ст.1152, п.2 ст.617 Гражданского кодекса РФ), что свидетельствует о принятии наследником прав арендатора в данном договоре в том объеме и в той форме, в каком они существовали на момент смерти наследодателя, т.е. с изъятиями, установленными п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Немыкина С. М. удовлетворить.
Включить права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по улице <адрес> в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Немыкиным С. М. права и обязанности арендатора по договору аренды от 15 сентября 1998 года земельного участка с кадастровым номером №10:01:16 01 02:9, расположенного по улице <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2020 года.