РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015 года город Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Телебы С.Г., при секретаре судебного заседания Калимулловой Р.К., с участием заявителя Мединского Е.С., начальника филиала № ФГКУ “№ Военный госпиталь” Министерства обороны Российской Федерации (далее – филиал № ФГКУ “№ ВГ”) <данные изъяты> Кашкарова А.А., его представителя <данные изъяты> Куренкова А.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Мединского Е.С. об оспаривании действий начальника филиала № ФГКУ “№ ВГ”, связанных с отказом в компенсации заявителю расходов на медицинскую помощь,
УСТАНОВИЛ:
Мединский Е.С. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
Признать незаконными действия начальника филиала № ФГКУ № ВГ”, связанные с отказом в выплате ему денежных средств в счет компенсации затрат на медицинские услуги;
Взыскать с филиала № ФГКУ “№ ВГ” в его пользу <данные изъяты> рублей в счет компенсации затрат на медицинские услуги.
Кроме того, Мединский Е.С. просил взыскать с филиала № ФГКУ “№ ВГ” в его пользу судебные расходы, а именно: уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, почтовые расходы в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Мединский Е.С. в судебном заседании свое заявление поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме, при этом пояснил, что, ввиду отсутствия в филиале № ФГКУ “№ ВГ” штатного врача <данные изъяты>, ему начальником данного военного медицинского учреждения было выдано направление на бесплатный прием к врачу <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы. По результатам данного приема Мединскому Е.С. были назначены для сдачи медицинские анализы, некоторые из которых ему пришлось сдать в той же областной больнице, поскольку в филиале № ФГКУ “№ ВГ” такие анализы не проводились. После чего Мединский Е.С. с результатами анализов повторно прошел консультацию у того же врача Ульяновской областной клинической больницы. В результате чего Мединский Е.С. понес оспариваемые расходы на сдачу медицинских анализов и повторную консультацию врача <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы, поскольку данные медицинские мероприятия он проходил без направления начальника филиала № ФГКУ “№ ВГ”, так как ему таковое должностными лицами военного госпиталя на данный вид медицинских услуг не выдавалось. При этом Мединский Е.С. также пояснил, что к командованию данного военного медицинского учреждения за выдачей ему направления на бесплатное прохождение вышеназванных медицинских мероприятий он не обращался, поскольку полагал, что первоначально выданное ему направление на бесплатный приём к врачу <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы также распространяется на сдачу медицинских анализов и повторный приём с их результатами данного врача.
Начальник филиала № ФГКУ “№ ВГ” и его представитель в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что требования Мединского Е.С. являются необоснованными, поскольку его право на получение бесплатной медицинской помощи не было нарушено. ДД.ММ.ГГГГ начальником филиала № ФГКУ “№ ВГ”, ввиду отсутствия в данном военном медицинском учреждении штатного врача <данные изъяты>, Мединскому Е.С. было выдано направление на бесплатную консультацию к врачу <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы для подтверждения, выставленного ему врачами военного госпиталя, диагноза <данные изъяты>». В последующем Мединский Е.С., при его обращении, также мог получить бесплатную специализированную <данные изъяты> помощь в соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О территориальной системе медицинского обеспечения на территории Центрального военного округа» в ФГКУ «428 Военный госпиталь» МО РФ (<адрес>), либо в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, в том числе в Ульяновской областной клинической больнице, однако он с подобными просьбами к командованию филиала № ФГКУ “№ ВГ” не обращался, и по своей инициативе заключил договоры с Ульяновской областной клинической больницей на оказание ему платных вышеназванных медицинских услуг.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из направления от ДД.ММ.ГГГГ № последнее было выдано Мединскому Е.С. начальником филиала № ФГКУ “№ ВГ” на консультацию к врачу <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы, с указанием диагноза <данные изъяты>
Согласно договорам на оказание платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, чекам, а также выпискам из медицинской карты Мединского Е.С. последний ДД.ММ.ГГГГ прошел бесплатную консультацию врача <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы, по итогам которой Мединскому Е.С. был выставлен диагноз <данные изъяты> и назначены для сдачи ряд медицинских анализов. В последующем Мединский Е.С. на платной основе сдал данные анализы в Ульяновской областной клинической больнице и с их результатами, повторно, также на платной основе, посетил консультацию этого же врача <данные изъяты>. При этом Мединский Е.С. понес расходы на оказанную ему медицинскую помощь: в размере <данные изъяты> рублей – на сдачу медицинских анализов и <данные изъяты> рублей – на повторную консультацию врача <данные изъяты>.
Как видно из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ Мединский Е.С. обратился по команде к начальнику филиала № ФГКУ “№ ВГ” с просьбой компенсировать расходы на оказанною ему ДД.ММ.ГГГГ медицинскую помощь врачом <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы в виде консультации, а также расходы, связанные со сдачей им медицинских анализов в этом же лечебном учреждении, на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Как видно из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № начальником филиала № ФГКУ “№ ВГ” Мединскому Е.С. отказано в удовлетворении вышеуказанного рапорта по мотивам нарушения им порядка обращения за медицинской помощью.
Согласно приказу командующего войсками Центрального военного округа от 10 февраля 2014 года № 47 «О территориальной системе медицинского обеспечения на территории Центрального военного округа» специализированная <данные изъяты> помощь в Приволжской зоне медицинской ответственности оказывается в ФГКУ «№ ВГ» МО РФ (<адрес>).
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях реализации указанных положений закона Правительством РФ было издано Постановление от 31.12.2004 г. N 911, которым утверждены, в том числе, Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
Из смысла приведенных положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащий, при наличии у него какого-либо заболевания, должен обратиться в военно-лечебное учреждение, и лишь в случае отсутствия в указанном учреждении специалистов, оборудования, необходимого для лечения, по направлению указанного учреждения обратится в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
В судебном заседании установлено, что за получением медицинской помощи в виде сдачи медицинских анализов и повторной консультации врача <данные изъяты> Ульяновской областной клинической больницы заявитель обратился по собственной инициативе в Ульяновскую областную клиническую больницу, где ему были оказаны данные медицинские услуги на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Таким образом, Мединский Е.С. имел возможность получить бесплатную медицинскую помощь в установленном порядке, однако своим правом не воспользовался, не обратившись к командованию филиала № ФГКУ “№ ВГ”, и, не согласовав с последним вопрос, о предоставлении ему соответствующего направления на бесплатное производство вышеназванного вида медицинских услуг в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, либо о его направлении для оказания ему <данные изъяты> помощи в ФГКУ «№ ВГ» МО РФ (<адрес>).
При этом ссылку заявителя о том, что вышеназванные медицинские услуги ему должны были оказываться в рамках первоначально выданного ему ДД.ММ.ГГГГ начальником филиала № ФГКУ “№ ВГ” направления, суд признает несостоятельной, поскольку это противоречит смыслу вышеприведенного законодательства. Кроме того, заявитель, прослужив в Вооруженных Сила РФ уже значительное время, должен был знать и понимать порядок обращения за медицинской помощью в военные медицинские учреждения.
Также, по мнению суда необходимо учитывать и то обстоятельство, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление Мединского Е.С. удовлетворению не подлежит.
Поскольку решение суда принимается не в пользу Мединского Е.С., то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания в пользу заявителя, понесенных по делу судебных расходов, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Мединского Е.С. об оспаривании действий начальника филиала № ФГКУ “№ Военный госпиталь” Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в компенсации заявителю расходов на медицинскую помощь, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 30 апреля 2015 года.
Председательствующий по делу С.Г. Телеба