Дело № 2-55/2015-2-1558/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года г. Советская Гавань
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,
при секретаре Шороховой О.У.,
с участием истца Черненко Б. И., представителя истца Черненко А. Б., действующего на основании устного заявления,
представителя войсковой части Нуриевой Т.А., действующей на основании доверенности от 19.01.2015 г.,
представителя ФКУ УФО Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю – Ткаченко А.В., действующего на основании доверенности от 24.03.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Черненко Б. И. к войсковой части, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда и его оплате,
установил:
В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к войсковой части (далее – ВЧ ), Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Хабаровскому краю" (далее – ФКУ УФО) о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда и его оплате, обратилась Черненко Б.И., которая в качестве оснований заявленных требований указала, что работает в ВЧ в должности медицинской сестры медицинского пункта. 2014 г. она на имя командира части подала заявление с просьбой предоставить отпуск за 2014 г. Был издан приказ от 2014 г. о предоставлении ей основного и дополнительного отпусков, в том числе и дополнительного отпуска в количестве календарных дней, фактически отработанных во вредных условиях. Данный приказ был направлен в филиал № ФКУ УФО для начисления отпускных. Однако отпускные начислены не были. На имя командира войсковой части было получено предписание, подписанное руководителем филиала №, в котором разъяснялось, что данный вид дополнительного отпуска ей не положен. С данным выводом она не согласна, т.к. данный вид дополнительного отпуска ей должен предоставляться ежегодно на основании п. 174 Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22, требований приказа МО СССР от 10.8.1976 г. №166, Положения коллективного договора войсковой части на 2014 г., п.4.2 индивидуального трудового договора. Вывод о том, что работник медицинского пункта не подпадает под п.174 Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 и что медицинский пункт войсковой части не относится к учреждениям здравоохранения, а является структурным подразделением войсковой части не состоятелен, т.к. медицинская служба ВС РФ является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ. В перечень военно-медицинских частей, учреждений (подразделений) на 1992 г. входят медицинский пункт без лазарета воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций. Данный перечень утверждён Министром здравоохранения РФ, начальником медицинской службы ВС РФ генерал-полковником м/с Н. 1993 г., т.о. медицинский пункт войсковой части относится к медицинским учреждениям (подразделениям) здравоохранения. Фактического подтверждения работы медицинской сестры во вредных условиях не требуется, т.к. она по роду своей деятельности в течении рабочего дня постоянно общается с больными. На основании предписания № от 2014 г. командиром ВЧ был издан приказ № от 2014 г., которым дополнительный отпуск за работу во вредных условиях ей был отменён. Просит обязать предоставить ей дополнительный отпуск за работу во вредных условиях и обязать произвести его оплату.
Определением Советско-Гаванского городского суда от 22.12.2014 г. к участию в деле в качестве соответчика - работодателя истца, было привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (далее - ФКУ ОСКВВО), поскольку войсковая часть не является юридическим лицом.
В соответствии со ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Федеральным законом не предусмотрены случаи наделения полномочиями войсковых частей, не являющимися юридическими лицами (являющихся обособленными структурными подразделениями), правом заключать трудовые договоры.
Кроме того, согласно ч.1 ст.37 ГПК РФ, гражданской процессуальной дееспособностью обладают только граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и организации, т.е. юридические лица.
Войсковая часть, не являющаяся юридическим лицом, не может быть ответчиком по гражданскому делу, т.к. гражданской процессуальной дееспособностью не обладает.
Судом установлено, что войсковая часть является обособленным подразделением Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (далее - ФКУ ОСК ВВО).
Таким образом, юридическим лицом (организацией), вступившей в трудовые отношения с работниками войсковой части, является ФКУ ОСК ВВО.
До начала судебного заседания от ответчиков возражения на иск не поступили.
Представитель ФКУ ОСКВВО в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании истец и его представитель просили удовлетворить требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно Черненко Б.И. пояснила, что раньше всегда ей предоставлялся данный отпуск. Считает, что ее работа относится к вредной, т.к. каждый день ей приходится производить медицинские осмотры заступающих в наряд стрелков ВОХР.
Представитель ФКУ УФО Ткаченко А.В. пояснил, что указанные истцом доводы, являются несостоятельными. Согласно п.11 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Медицинский пункт войсковой части не отвечает требованиям вышеуказанного нормативного акта, как следствие медицинский пункт не является медицинской организацией (учреждением), следовательно, ссылка истца на п. 174 постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 несостоятельна. В соответствии с ч.1 ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Так действующее законодательство, а именно ст.117 ТК РФ, в императивной форме указывает на право работника на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска только по результатам специальной оценки условий труда при отнесении условий труда к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Бремя доказывания лежит на сторонах в равной мере. Истцом в обоснование заявленных требований не предоставлено доказательств наличия на её рабочем месте вредных факторов.
Представитель войсковой части Нуриева Т.А. пояснила, что аттестация рабочего места медицинской сестры не проводилась. Требования ответчик не признает, поскольку в действительности работа медицинской сестры Черненко Б.И. не соответствует ее должности. Никакого вредного труда она не выполняет.
Допрошенный по ходатайству ответчиков в качестве свидетеля Ф. суду показал, что работает начальником медицинского пункта. Он же является единственным врачом. Фактический труд медицинской сестры Черненко Б.И. отличается от перечня ее должностных обязанностей, поскольку в силу сложившейся ситуации в вооруженных силах, они вправе оказывать медицинскую помощь только военнослужащим, а их в части около человек, остальные являются гражданскими. Обращений за медпомощью практически нет, поэтому прямой работы у медсестры нет. Диспансеризацию они не проводят, прививки не делают около лет. Единственное, чем занимается медицинская сестра – это осмотр заступающих в наряд стрелков ВОХР, а также по совместительству она производит уборку помещений медпункта. Данная работа не является вредной.
Судом установлено, что Черненко Б. И. работает в медицинском пункте войсковой части в должности медицинской сестры.
Приказом командира войсковой части № от 2014 года медицинской сестре Черненко Б.И. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск календарных дней за период ее работы с 2013 года по 2014 года, в том числе: дней – основной; дней – дополнительный за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; дней за ненормированный рабочий день; дней – фактически отработанных во вредных условиях (л.д.29).
Приказом командира войсковой части № от 2014 года параграф 1 вышеуказанного приказа изложен в новой редакции, в которой отсутствует дней отпуска, фактически отработанных во вредных условиях (л.д.30).
Изучив исковое заявление, представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.219 ТК РФ, Каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно ст.20 ТК РФ, Работодатель обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления дополнительных гарантий работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам специальной оценки условий труда.
Несмотря на свою обязанность провести специальную оценку условий труда истца, ответчик такую оценку до настоящего времени не провёл.
Доводы представителей ответчиков о том, что Черненко Б.И. не работала во вредных условиях труда, суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст. ст. 423, 5 и 10 ТК РФ до принятия соответствующего нормативного правового акта, определяющего минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда и условия его предоставления, действует законодательство бывшего СССР, в том числе Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее Список).
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее Инструкция) дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляются рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22.
Согласно п. 174 раздела XL "Здравоохранения" средний медицинский персонал учреждений здравоохранения, просвещения и социального обеспечения имеет право на дополнительный отпуск.
На основании приказа Министра обороны СССР от 10.08.1976 N 166 указанный Список применяется в отношении рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского флота.
Таким образом, включение должности в перечень Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предполагает право работника на дополнительный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с п.7 главы 1 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ № 1 от 15.01.2001 г. (далее Руководство), медицинская служба Вооруженных Сил РФ является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Руководства медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений, подразделений.
Согласно п. 488 главы 24 указанного Руководства медицинский пункт (рота) полка (воинской части) является медицинским подразделением, предназначенным для медицинского обеспечения полка (воинской части). Основными задачами медицинского пункта являются: организация и проведение диспансеризации военнослужащих полка (воинской части); оказание амбулаторной и стационарной помощи военнослужащим: оказание неотложной медицинской помощи нуждающимся в ней и другие.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н утверждена номенклатура медицинских организаций, в которой нет медицинских пунктов. При этом, в номенклатуре нет учреждений здравоохранения, как об этом указано в Списке производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г., а только медицинские организации.
По мнению суда, поскольку медицинские пункты воинских частей оказывают амбулаторную и стационарную помощь военнослужащим, неотложную медицинскую помощь нуждающимся в ней, с учетом организации медицинской службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, п. 174 Списка распространяется и на средний медицинский персонал медицинских пунктов воинских частей.
Исходя из позиции, изложенной Верховным Судом РФ в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день имеют рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства и цехи.
Таким образом, включение должности в перечень Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предполагает право работника на дополнительный оплачиваемый отпуск, в данном случае, независимо от организационно-правовой формы работодателя.
В судебном заседании установлено, что Черненко Б.И. работает медицинской сестрой медицинского пункта войсковой части. Сама войсковая часть не является организацией как таковой, поскольку не является юридическим лицом, однако это не является основанием для нарушения трудовых прав работников, фактически работающих в этой войсковой части.
В компетенцию суда не входит установление объема работы истца, степень ее вредности или безвредность, в том числе в спорный период, поскольку она может быть установлена только по результатам специальной оценки условий труда.
В данном случае, именно работодатель имеет право и обязан был провести специальную оценку условий труда, которая позволила бы определить вредность или безвредность условий труда истца.
Судом установлено, что работодатель игнорирует проведение данной оценки, которая могла подтвердить не только вредность условий труда истца, но и ее безвредность.
Фактически спор возник ввиду бездействия самого работодателя, в результате чего он не имеет возможности предоставить суду доказательств своей позиции. Истец, в свою очередь, не обязан доказывать, что его работа является вредной.
С учетом изложенного, при отсутствии результатов специальной оценки условий труда истца, при разрешении возникшего трудового спора, суд руководствуется законодательством бывшего СССР, а именно Списком производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22, согласно которого должность истца, независимо от объема и характера выполняемой ею работы фактически, дает право на дополнительный отпуск.
Оснований для отказа в предоставлении истцу дополнительного отпуска, у ответчика не имелось.
Поскольку у истца имеется право на дополнительный отпуск, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить истцу данный оплачиваемый отпуск продолжительностью календарных дней за период ее работы с 2013 года по 2014 года.
От уплаты государственной пошлины ответчики, как органы государственной власти, освобождены.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 2013 ░░░░ ░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░ ░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.