2-2032/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.
представителя истца Любимцевой Ж.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теминдаровой Р.Э. к Администрации города Феодосии Республики Крым (третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) о признании права собственности на земельный участок,-
УСТАНОВИЛ:
Теминдарова Р.Э., через своего представителя Любимцеву Ж.С., обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №.
В обоснование требований указала, что 04 ноября 2009 года между ФИО22, от имени которой на основании нотариально удостоверенной доверенности действовала ФИО23, как продавцом, и ею (Теминдаровой Р.Э.), как покупателем, был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. В соответствии с действовавшем на тот период законодательством, данный договор купли-продажи был нотариально удостоверен (реестр №) и зарегистрирован в реестре сделок с недвижимым имуществом. Согласно указанному договора денежные средства за приобретаемый ею земельный участок в полном объеме были переданы до его подписания (пункт 2.2 договора); продавец передал покупателю земельный участок, являющийся предметом договора до нотариального удостоверения этого договора (пункт 4.1 договора); сторонами договор был исполнен в полном объеме. Также продавец передал ей государственный акт серии ЯЕ № от ДД.ММ.ГГГГ, на котором сделана отметка частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО14, что им 01 ноября 2009 года за реестровым № удостоверен договор купли-продажи земельного участка, на основании которого право собственности на этот земельный участок переходит к ней (Теминдаровой Р.Э.). В государственные органы с целью государственной регистрации права собственности на приобретенный ею земельный участок она не обращалась, вместе с тем, действовавшее на тот период законодательство не устанавливало срок, в течение которого она должна была обратиться в комитет по земельным ресурсам для регистрации права на землю. В настоящее время она лишена возможности зарегистрировать за собой право собственности, поскольку до принятия Республики Крым в Российскую Федерацию за ней право собственности зарегистрировано не было, а продавец Муслядинова Эмине, которая могла бы подать заявление на государственную регистрацию права собственности и перехода права собственности на земельный участок, умерла.
Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время она лишена возможности оформить в установленном законом порядке свое право собственности на данный земельный участок, просила исковые требования удовлетворить.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истца Любимцева Ж.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО15, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело без участия представителя Госкомрегистра.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯЕ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Феодосийского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 являлась собственником земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по <адрес> в <адрес> <адрес>, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома; кадастровый номер земельного участка – №.
04 ноября 2009 года между ФИО25, проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, от имени которой на основании нотариально удостоверенной доверенности действовала ФИО2 (как продавцом) и Теминдаровой Р.Э. (как покупателем) был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер – №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>; целевое назначение (использование) земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома. В данном договоре указано, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Украины он подлежит государственной регистрации.
Сведения об указанной сделке были внесены в Государственный реестр сделок 04 ноября 2009 года, что подтверждается извлечением из реестра №.
28 октября 2016 года на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с предыдущим номером – №, был выдан кадастровый паспорт, с присвоением кадастрового номера №. Как указано в данном кадастровом паспорте собственником земельного участка на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии № № от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО27; сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Сообщением государственного регистратора ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ № Теминдаровой Р.Э. отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что на основании представленного ею в качестве правоустанавливающего документа договора купли-продажи земельного участка реестр № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО14, право не было зарегистрировано. При этом указано, что от другой стороны (продавца) Муслядиновой Эмине заявление на государственную регистрацию права и перехода права не представлялось.
ФИО28 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена соответствующая актовая запись № и выдано свидетельство о смерти серии №.
По информации Администрации Абрикосовского сельского поселения Кировского района № от 06 сентября 2017 года, согласно данным похозяйственных книг за периоды 2011-2015 годы и 2015-2019 годы с января 2011 года по настоящее время по адресу: <адрес> числятся следующие граждане: ФИО29 – глава семьи, ФИО3 – жена, ФИО30 – мать (умерла ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 – сын, ФИО5 – сын, ФИО6 – сын, ФИО7 – невестка, ФИО8 – внук, ФИО9 – внук, ФИО10 – внучка, ФИО11 – племянник.
По сообщению Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия согласно материалам инвентарного дела № на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за ФИО20 ФИО31, 1/1 доли, на основании договора купли-продажи, удостоверенного 01 февраля 2001 года Старокрымской государственной нотариальной конторой, реестр №.
Согласно сведениям, предоставленным нотариусами Кировского районного нотариального округа Республики Крым, наследственное дело после смерти ФИО32, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ни одним из нотариусов не заводилось.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец указывает на то, что возникшее у нее право собственности на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка, не было зарегистрировано в порядке, предусмотренном законодательством Украины, в связи с чем, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказывает ей в регистрации права собственности на земельный участок.
В настоящее время истец лишена возможности совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного ею по действительной сделке.
Правоотношения сторон на момент заключения договора купли-продажи регулировались законодательством Украины.
Правовой режим имущества определяется с учетом законодательства, которое является действующим на момент создания (приобретения) соответствующего имущества, при этом его дальнейшее изменение не должно приводить к ухудшению положения владельца имущества.
Согласно статье 328 Гражданского кодекса Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок. Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена ??судом.
В соответствии со статьей 334 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т.п. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки. Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не заверенного нотариально, действительным. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Частью 1 статьи 638 Гражданского кодекса Украины, предусмотрено, что договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.
Статьей 657 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Временного порядка государственной регистрации сделок, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 671, регистраторами являлись государственные нотариальные конторы, частные нотариусы, которые согласно договором, заключенным с администратором Реестра, проводят Государственную регистрацию сделок, изменений, внесенных в них, сведений о прекращении их действия и т.д.
Таким образом, из указанного следует, что на момент заключения сделки – договора купли-продажи земельного участка между сторонами 04 ноября 2009 года, закон связывал возникновение права собственности у покупателя с государственной регистрацией договора (сделки), а не государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество.
Договор купли-продажи земельного участка от 04 ноября 2009 года составлен в письменной форме, нотариально удостоверен, нотариусом произведена его государственная регистрация.
Таким образом, в силу положений части 4 статьи 334 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности на приобретенный по договору купли-продажи от 04 ноября 2009 года земельный участок возникло у истца Теминдаровой Р.Э. с момента государственной регистрации договора (сделки), произведенной одновременно с его нотариальным удостоверением.
В силу установленной статьей 204 Гражданского кодекса Украины презумпции правомерности сделки, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между сторонами является правомерной сделкой, поскольку его недействительность прямо не установлена законом и он не признан судом недействительным.
Отсутствие на Государственном акте о праве собственности на земельный участок, выданном на имя Муслядиновой Эмине, отметки органа, осуществляющего государственную регистрацию земельных участок, согласно требованиям, установленным постановлением Кабинета Министров Украины от 06 мая 2009 года № 439 «О некоторых вопросах удостоверения права собственности на земельный участок», не может являться препятствием на реализации прав собственника.
Исходя из правового смысла части 4 статьи 12 Гражданского Кодекса Украины добросовестность приобретателя Теминдаровой Р.Э. также презюмируется. Прав третьих лиц на земельный участок не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Теминдаровой Р.Э. о признании за ней права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2017 года.
Руководствуясь статьями 55, 56, 194, 195, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░