Дело № 33-477/2014
Докладчик: Угланова М.А.
Судья: Шевелёва Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Углановой М.А., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Соловьевой З.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску администрации города Ливны Орловской области к УФССП России по Орловской области об освобождении от исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе УФССП России по Орловской области
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требований Администрации г. Ливны Орловской области удовлетворить.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству № возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО2 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО3 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО4 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО5 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО6 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма».
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., объяснения представителя ответчика УФССП России по Орловской области Миненко К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, третье лицо ФИО2, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Администрация г. Ливны Орловской области обратилась в суд с исками к Управлению ФССП по Орловской области об освобождении от исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> года, вынесенным по исполнительным производствам №, №, №, №, №, №.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Ливенским районным судом Орловской области были приняты решения по искам прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 об удовлетворении требований об обязании Администрации г.Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке до <дата> на территории <адрес> жилое помещение общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма детям-сиротам: ФИО2 (решение от <дата> года); ФИО1 (решение от <дата> года), ФИО4 (решение от <дата> года); ФИО3 (решение от <дата>.), ФИО6 и ФИО5 (решение от <дата> года).
<дата> Ливенским РОСП были возбуждены исполнительные производства по исполнению исполнительных листов, выданных на основании решений суда.
<дата> судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП Булавиновой В.М. вынесены постановления о взыскании с администрации города Ливны исполнительского сбора в размере 7% по каждому исполнительному производству.
Ссылались на то, что администрация г.Ливны Орловской области, как должник, не уклонялась от исполнения и объективно не могла в пятидневный срок исполнить требования исполнительного документа о предоставлении жилых помещений, поскольку приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета и требует более длительного периода времени. При этом, со стороны администрации города Ливны были предприняты все необходимые меры по исполнению возложенных на нее обязательств, возникших вследствие принятия судом решений в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4
На основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просили освободить от уплаты исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам.
Определением суда от <дата> гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается на то, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку администрацией г.Ливны не было представлено доказательств, подтверждающих наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению вступившего в законную силу решения суда.
Приводится довод о том, что вина администрации г. Ливны в неисполнении решений судов полностью подтверждается материалами исполнительных производств.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора ( часть 6 статьи 112 Закона)
В силу ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП на основании предъявленных на исполнение исполнительных листов были возбуждены исполнительные производства:
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО2 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО3 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО6 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО5 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО4 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
По данным исполнительным производствам должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 27-28, 57, 94-95, 125-126, 181-182, 214-215).
<дата> судебным приставом исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <...> рублей, в связи с неисполнением администрацией г.Ливны Орловской области исполнительного документа в срок для добровольного исполнения ( л.д. 11, 46, 81, 116, 164, 201).
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в ред. от 02.07.2013 года), « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 5 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ (в ред. от 06.03.2013) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 6 приведенного Закона предусмотрено, что Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, в силу ст. 7 Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязаны: исполнять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Орловской области; обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий.
Как установлено в судебном заседании, должником предпринимались все необходимые меры для исполнения решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4
Так, администрацией г.Ливны направлялись обращения о выделении денежных средств губернатору Орловской области <дата> года, <дата> заместителю Председателя Правительства Орловской области, руководителю блока социального развития.
Из писем на имя главы города Ливны от руководителя Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области от <дата> года, от <дата> года, от <дата> года, следует, что с <дата> изменились требования федерального и регионального законодательства: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству средства областного бюджета представляются органам местного самоуправления на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями только из муниципального специализированного фонда. Представление жилого помещения, приобретенного за счёт средств областного бюджета на каких-либо других основаниях, будет являться нецелевым. Исполнение судебных решений по вопросам представления жилых помещений по договорам социального найма в настоящее время не обеспечено финансированием из областного бюджета. Выделение денежных средств планируется из резервного фонда Правительства Орловской области. Учитывая, что дополнительные средства не предусмотрены в бюджете Орловской области, вопрос финансового обеспечения дополнительных расходов на обеспечение жилыми помещениями остается на контроле Департамента финансов Орловской области.
Аналогичные обстоятельства невозможности исполнения решения суда указаны в письме Департамента образования и молодежной политики Орловской области № от <дата> на имя ФИО5
При указанных обстоятельствах, проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией г.Ливны Орловской области предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда, однако, неисполнение решений, связанное непосредственно с исполнением обязательств со стороны органа государственной власти Орловской области, произошло не по вине должника по исполнительному производству.
Реальное исполнение решений суда о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в течение установленного пятидневного срока было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Судом также учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права и отмене в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не подлежит.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для её удовлетворения.
Доводы ответчика, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФССП России по Орловской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи:
Дело № 33-477/2014
Докладчик: Угланова М.А.
Судья: Шевелёва Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2014 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Углановой М.А., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Соловьевой З.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску администрации города Ливны Орловской области к УФССП России по Орловской области об освобождении от исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе УФССП России по Орловской области
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требований Администрации г. Ливны Орловской области удовлетворить.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству № возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО2 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО3 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО4 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО5 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
Освободить администрацию города Ливны Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> по исполнительному производству №, возбужденному на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО6 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма».
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., объяснения представителя ответчика УФССП России по Орловской области Миненко К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, третье лицо ФИО2, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Администрация г. Ливны Орловской области обратилась в суд с исками к Управлению ФССП по Орловской области об освобождении от исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Ливенского РОСП от <дата> года, вынесенным по исполнительным производствам №, №, №, №, №, №.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Ливенским районным судом Орловской области были приняты решения по искам прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 об удовлетворении требований об обязании Администрации г.Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке до <дата> на территории <адрес> жилое помещение общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма детям-сиротам: ФИО2 (решение от <дата> года); ФИО1 (решение от <дата> года), ФИО4 (решение от <дата> года); ФИО3 (решение от <дата>.), ФИО6 и ФИО5 (решение от <дата> года).
<дата> Ливенским РОСП были возбуждены исполнительные производства по исполнению исполнительных листов, выданных на основании решений суда.
<дата> судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП Булавиновой В.М. вынесены постановления о взыскании с администрации города Ливны исполнительского сбора в размере 7% по каждому исполнительному производству.
Ссылались на то, что администрация г.Ливны Орловской области, как должник, не уклонялась от исполнения и объективно не могла в пятидневный срок исполнить требования исполнительного документа о предоставлении жилых помещений, поскольку приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета и требует более длительного периода времени. При этом, со стороны администрации города Ливны были предприняты все необходимые меры по исполнению возложенных на нее обязательств, возникших вследствие принятия судом решений в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4
На основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просили освободить от уплаты исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам.
Определением суда от <дата> гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается на то, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку администрацией г.Ливны не было представлено доказательств, подтверждающих наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению вступившего в законную силу решения суда.
Приводится довод о том, что вина администрации г. Ливны в неисполнении решений судов полностью подтверждается материалами исполнительных производств.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора ( часть 6 статьи 112 Закона)
В силу ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем Ливенского РОСП на основании предъявленных на исполнение исполнительных листов были возбуждены исполнительные производства:
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО2 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО3 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО6 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО5 жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма;
<дата> № на основании решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата> об обязании Администрации г. Ливны Орловской области предоставить во внеочередном порядке ФИО4 жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма.
По данным исполнительным производствам должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 27-28, 57, 94-95, 125-126, 181-182, 214-215).
<дата> судебным приставом исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <...> рублей, в связи с неисполнением администрацией г.Ливны Орловской области исполнительного документа в срок для добровольного исполнения ( л.д. 11, 46, 81, 116, 164, 201).
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в ред. от 02.07.2013 года), « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 5 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ (в ред. от 06.03.2013) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 6 приведенного Закона предусмотрено, что Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, в силу ст. 7 Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязаны: исполнять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Орловской области; обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий.
Как установлено в судебном заседании, должником предпринимались все необходимые меры для исполнения решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4
Так, администрацией г.Ливны направлялись обращения о выделении денежных средств губернатору Орловской области <дата> года, <дата> заместителю Председателя Правительства Орловской области, руководителю блока социального развития.
Из писем на имя главы города Ливны от руководителя Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области от <дата> года, от <дата> года, от <дата> года, следует, что с <дата> изменились требования федерального и регионального законодательства: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству средства областного бюджета представляются органам местного самоуправления на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями только из муниципального специализированного фонда. Представление жилого помещения, приобретенного за счёт средств областного бюджета на каких-либо других основаниях, будет являться нецелевым. Исполнение судебных решений по вопросам представления жилых помещений по договорам социального найма в настоящее время не обеспечено финансированием из областного бюджета. Выделение денежных средств планируется из резервного фонда Правительства Орловской области. Учитывая, что дополнительные средства не предусмотрены в бюджете Орловской области, вопрос финансового обеспечения дополнительных расходов на обеспечение жилыми помещениями остается на контроле Департамента финансов Орловской области.
Аналогичные обстоятельства невозможности исполнения решения суда указаны в письме Департамента образования и молодежной политики Орловской области № от <дата> на имя ФИО5
При указанных обстоятельствах, проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией г.Ливны Орловской области предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда, однако, неисполнение решений, связанное непосредственно с исполнением обязательств со стороны органа государственной власти Орловской области, произошло не по вине должника по исполнительному производству.
Реальное исполнение решений суда о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в течение установленного пятидневного срока было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Судом также учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права и отмене в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не подлежит.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для её удовлетворения.
Доводы ответчика, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФССП России по Орловской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи: