Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-121/2013 ~ М-39/2013 от 21.01.2013

г/д 2-121/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда 18 февраля 2013 года Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Комогоровой Т.И.

при секретаре Кислицыной А.С.

с участием заявителя К.

представителей заявителя К., адвоката Баранова В.С.

представителей заинтересованного лица призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа Ильичева К.С., Алешановой Я.С.

представителей заинтересованного лица представителей военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району Логвинкова С.А., Алешкевича В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании бездействия призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа, не пересмотревшей решение по категории годности в связи с вновь открывшимися обстоятельствами незаконным; о признании решения призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа от д.м.г. незаконным; признании бездействия военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району по организации работы призывной комиссии в связи с поступлением новых медицинских документов незаконным,

у с т а н о в и л :

Комельских А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения призывной комиссии военного комиссариата г.Верхняя Салда и Верхнесалдинского района незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что состоит на воинском учете и является призывником Верхнесалдинского военного комиссариата. д.м.г. прошел призывную комиссию в областном призывном пункте по направлению Верхнесалдинского военного комиссариата, в том числе медицинскую. На основании статьи 59-В расписания болезней постановления Правительства Российской Федерации № 123-2003 года, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. На следующий день в Верхнесалдинском военном комиссариате получил повестку на отправку в войска, назначенную на д.м.г.. В связи с плохим самочувствием д.м.г. обратился в Медицинский центр «<..>» <адрес> к гастроэнтерологу, вследствии чего был открыт больничный лист с <..> по <..> года. Копию больничного листа предоставил в Верхнесалдинский военный комиссариат. д.м.г. К. был госпитализирован в ЦГКБ № <адрес> с диагнозом: острый панкреатит. Выписан д.м.г.. Верхнесалдинским военным комиссариатом д.м.г. был вновь направлен в областной призывной пункт для прохождения медицинской комиссии, где терапевт, посмотрев документы, отправила К. доставить печати больницы на выписках из стационара и представить документы в Верхнесалдинский военный комиссариат до д.м.г.. Указанные документы представлены в Верхнесалдинский военный комиссариат д.м.г.. Однако, решением от д.м.г. призывной комиссии Верхнесалдинского комиссариата К. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. С данным решением заявитель не согласен, считает его незаконным и принятым без учета всех обстоятельств при проведении медицинского обследования при призыве. В соответствии со статьей 59-Б призывники, страдающие хроническим панкреатитом с частыми (2 и более раза в год) обострениями и нарушениями секреторной или инкреторной функции поджелудочной железы, являются ограниченно годными и не подлежат призыву. При прохождении медицинской комиссии при Верхнесалдинском военном комиссариате д.м.г. К. были представлены оригиналы медицинских документов, свидетельствующие о том, что он находился на стационарном лечении в МУ «ЦГКБ № <адрес>» <адрес> с д.м.г. по д.м.г. с диагнозом: хронический панкреатит, обострение. При прохождении медицинской комиссии д.м.г. были дополнительно представлены оригиналы медицинских документов, свидетельствующих о том, что заявитель находился на амбулаторном лечении с д.м.г. по д.м.г. в ООО «Медицинский центр «<..>» с диагнозом: хронический паренхиматозный панкреатит с эндокринной недостаточностью, рецидивирующее течение, обострение; на стационарном лечении в МУ «ЦГКБ № <адрес>» <адрес> с д.м.г. по д.м.г. с диагнозом: острый панкреатит, отечная форма. Таким образом, в течение года К. дважды был госпитализирован, а также лечился амбулаторно с диагнозом: обострение хронического панкреатита, что попадает под действие п.Б ст.59 расписания болезней постановления Правительства Российской Федерации № 123-2003. Кроме этого, в Военный комиссариат г.Верхняя Салда были представлены дополнительные медицинские документы, подтверждающие наличие у заявителя заболевания: хронический паренхиматозный панкреатит с нарушением внешнесекреторной функции поджелудочной железы: результат клинической консультации ГУЗ «СОКБ от д.м.г.; результат клинической консультации ГБУЗ СО «СОКБ » от д.м.г.; консультативное заключение ООО «Городская больница ». Заявитель считает в связи с изложенным, что является ограниченно годным к военной службе согласно статье 59-Б, так как обострение заболевания хронический панкреатит с нарушением функции произошло в течение года 2 раза. Воинская обязанность возлагается на заявителя незаконно.

В ходе рассмотрения гражданского дела по ходатайству представителя заявителя к участию в процессе была привлечена призывная комиссия Верхнесалдинского городского округа. В последующем представителем заявителя изменены заявленные требования К.. Он просит признать незаконными: бездействие призывной комиссии, не пересмотревшей решение по категории годности в связи с вновь открывшимися обстоятельствами; решение призывной комиссии военного комиссариата г.Верхняя Салда и Верхнесалдинского района от д.м.г.; бездействие военного комиссариата г.Верхняя Салда и Верхнесалдинского района, не организовавшего работу призывной комиссии в связи с поступлением новых медицинских документов. При рассмотрении гражданского дела рассмотрено ходатайство представителя заявителя об изменении требований, замене наименования призывной комиссии военного комиссариата г.Верхняя Салда и Верхнесалдинского района на призывную комиссию Верхнесалдинского городского округа.

В судебном заседании К. заявленные требования поддержал, суду также пояснил, что медицинская комиссия в областном призывном пункте проводилась с его участием д.м.г.. Сказали, что решение в г.Верхняя Салда вынесено неправильно. Признан годным с незначительными ограничениями. Данное решение не обжаловал. Решение было объявлено д.м.г. в военкомате г.Верхняя Салда. На момент вынесения решения д.м.г. был предоставлен один больничный лист. Оспариваются последующие действия, поскольку не изменили категорию годности после повторного лечения. Решение действует до конца осеннего призыва 2012 года.

Представитель заявителя К. заявленные требования поддержала, суду также пояснила, что сын проживает в <адрес>. Весной 2012 года была дана отсрочка до осеннего призыва. Заявитель дважды в течение года проходил курс лечения и должен был получить освобождение от прохождения службы в армии.

Представитель заявителя адвокат Баранов В.С. считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку бездействие призывной комиссии было выражено в том, что после возникновения основания для освобождения К. от призыва на военную службу призывная комиссия не приняла такого решения, таким образом, решение которое было принято д.м.г. осталось в силе. Согласно этому решению на призывника К. незаконно возлагаются обязанности по несению воинских обязанностей, это является нарушением статьи 17 «Положения о призыве на военную службы граждан Российской Федерации». При наличии новых оснований призывная комиссия должна была вынести решение об освобождении призывника от военной службы. Документ о наличии хронического заболевания предоставлен в военный комиссариат. Изначально К. проходил курс лечения в декабре 2011 года, повторно - в ноябре 2012 года. Граждане, у которых имеются заболевания в виде обострения хронического панкреатита дважды в течение года, освобождаются от военной службы. С момента, когда К. был помещен на лечение в стационар, у него возникло основание для признания его негодным к прохождению службы. Однако, призывная комиссия, действовавшая на весь период призыва, такого решения не приняла. При поступлении документов, свидетельствующих о хроническом заболевании, комиссия должна была совершить определенные действия. Военком, как член призывной комиссии, вносит в комиссию предложения при назначении призывника в вид вооруженных сил Российской Федерации и по освобождению от призыва на военную службу. Решение призывной комиссии Верхнесалдинского района от д.м.г. является незаконным, так как оно не отменено. На момент вынесения данное решение являлось законным и обоснованным, носит длительный характер и действует на весь период призыва, то есть до конца декабря 2012 года. О несогласии с заключением, данным в областном призывном пункте, не заявлялось. Однако, в связи с тем, что основания у призывника К. быть признанным ограниченно годным появились позже, то после представления документов непосредственно в военный комиссариат, данное решение стало незаконным. Возможность осуществления своего права по призыву у К. не утрачено. Проведение контрольной или независимой экспертизы является нецелесообразным.

Представитель военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с п.1 ст.5.1 указанного Федерального закона граждане при призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларинтологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. При этом в соответствии с п.2 данной статьи врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п.1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А – годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Рассматриваемая статья в п.3 говорит о том, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п.1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003. В отношении К. осенью 2012 года проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Согласно п.5 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В соответствии с требованиями законодательства военно-врачебная комиссия определила К. категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен, а призывная комиссия Верхнесалдинского городского округа на основании заключения о категории годности гражданина к военной службе приняла д.м.г. решение об освобождении от призыва на военную службу в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Согласно п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Соответственно, для проведения в отношении К. д.м.г. призывной комиссией Свердловской области контрольного медицинского освидетельствования имелись все законные основания. Контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларинтологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию. Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации. Во исполнение данного положения законодательства была введена в действие Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденная совместным Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 240/168 от 23.05.2001. Согласно п.22 Инструкции обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение. В соответствии с п.33 Инструкции, если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования. Результаты освидетельствования записываются в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в деле с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации. В военный комиссариат направляется служебное письмо, в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии, и личное дело призывника. Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы). Соответственно, призывная комиссия Свердловской области, принимая д.м.г. решение об отмене решения призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа от д.м.г. в отношении К. действовала в пределах предоставленных ей полномочий и, являясь уполномоченным на то субъектом, приняла законное решение. Об этом и было сообщено заявителю в письме от д.м.г.. Исходя из доводов жалобы и материалов личного дела, К. была вручена повестка на отправку в войска на д.м.г., что также удовлетворяет требованиям законности. Ввиду того, что принятие решения о призыве на военную службу гражданина в соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» относится к исключительной компетенции призывной комиссии, то решение о призыве К. на военную службу, принятое д.м.г. является законным и обоснованным, принято уполномоченным на то субъектом с соблюдением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации процедуры. Помимо указанных обстоятельств, в соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона. № 53-ФЗ от 29.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Во исполнение указанного положения Федерального закона Губернатор Свердловской области 23.08.2012 издал Указ № 644-УГ «О создании призывных комиссий», которым утвердил пофамильные составы (основной и резервный) призывных комиссий, в том числе призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа. Таким образом, призывная комиссии Верхнесалдинского городского округа структурно не входит ни в состав военного комиссариата Свердловской области, ни в состав отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району. Призывная комиссия муниципального образования является коллегиальным, межведомственным органом, не являющимся юридическим лицом, имеющим властные полномочия и создаваемым на основании Указа Губернатора субъекта Российской Федерации. Государственное учреждение Военный комиссариат Свердловской области осуществляет свою деятельность на основании «Положения о военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 07.12.2012. В данном Положении четко определены задачи военных комиссариатов по участию в призыве граждан на военную службу. В соответствии с пунктом 17 главы II данного Положения в задачи военных комиссариатов входит организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не прибывающих в запасе. Призыв граждан на военную службу является государственной задачей соответствующего субъекта Российской Федерации. Председателем призывной комиссии Свердловской области является Губернатор Свердловской области, заместителем председателя призывной комиссии Свердловской области является военный комиссар Свердловской области. Призывная комиссия муниципального образования создается при администрации соответствующего образования. Ввиду того, что вынесение решения о призыве на военную службу относится к исключительной компетенции призывной комиссии, то военный комиссариат Свердловской области, а также его структурное подразделение - отдел военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району, не могут нести ответственность за решение, принятое призывной комиссией Верхнесалдинского городского округа д.м.г. в отношении К.

Представитель призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку действия призывной комиссии соответствуют действующему законодательству. В соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ от 29.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании вышеуказанного Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану. целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар соответствующей территории:

а) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования;

б) вносит в призывную комиссии предложение о предварительном
предназначении призывника в вид род войск Вооруженных Сил Российской
Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости
освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему
отсрочки от призыва на военную службу.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной совместным Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 240/168 от 23.05.2001, если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования. Результаты освидетельствования записываются в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в деле с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации. В военный комиссариат направляет служебное письмо, в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии, и личное дело призывника. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются, в том числе, решения призывных комиссий в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Предусмотренные настоящей статьей обязанности призывной комиссии подразделяются на две взаимосвязанные группы:

- организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу;

- принятие по его результатам одного из перечисленных в статье решений.

На случай отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывной комиссии определяется резервный состав членов призывной комиссии.

Медицинское освидетельствование граждан в целях призыва их на военную службу проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства России № 123 от 25.02.2003, и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для объективной оценки состояния здоровья призывника и принятия обоснованного решения накануне заседания члены призывной комиссии и врачи-специалисты по документам личных дел призывников тщательно изучают граждан, вызываемых на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, знакомятся с требованиями к отбору призывников в команды, в которые они предварительно предназначены.

Статьей 22 вышеуказанного Закона предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Аналогичное положение содержится в статье 22 постановления Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». В соответствии с пунктом 15 Положения по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пункта 11 Положения о военно-врачебной экспертизе категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.

Согласно пункту 17 данного Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе. В соответствии с пунктом 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе. При определении категории годности гражданина к военной службе врачи руководствуются Требованиями к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу. Данные Требования являются приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе и содержат расписание болезней.

Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет для него значение, поскольку на его основании принимается то или иное решение призывной комиссии, предусмотренное пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 57 от 28.07.2008. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок также в суд. Статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагает бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий должностных лиц на лицо, которое приняло оспариваемое решение или совершило оспариваемое действие (бездействие).

В этих случаях выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Допрошенная в судебном заседании член призывной комиссии, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, К.О. суду пояснила, что в соответствии с Указом губернатора Свердловской области является членом призывной комиссии. К. д.м.г. был на призывной комиссии. Признан ограниченно годным к военной службе, так как, начиная с 2010 года, К. поставлен диагноз - хронический панкреатит. Отмечены ежегодные обострения, лечения в условиях стационара, неоднократные консультации гастроэнтеролога областной клинической больницы. д.м.г. документы направлены в областной сборный пункт в Егоршино. Позже документы вернулись. Статья была изменена, установлена годность к военной службе с незначительными ограничениями. Решение для нижестоящей призывной комиссии является обязательным. В листке освидетельствования был выставлен диагноз областной приемной комиссии, который не был оспорен призывником. С учетом этого, д.м.г. вынесено решение призывной комиссии, действующее на весь период призыва. Представитель военного комиссариата является одним из членов комиссии, самостоятельных решений не принимает.

К. оспаривается решение призывной комиссии в части заключения врачей, которое, по мнению заявителя, является незаконными, поскольку не был принят во внимание тот факт, что заявитель страдает хроническим заболеванием и дважды в год проходил лечение. Хронический панкреатит является заболеванием, которое подпадает под пункт «в» статьи 66, 68 Расписания болезней и ТДТ Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, что является основанием для признания заявителя ограниченно годным к военной службе и освобождения от призыва на военную службу.

Заявление об оспаривании решения призывной комиссии, в том числе в случае одновременного оспаривания заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что решение призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа было обжаловано в призывную комиссию областного военного комиссариата (л.д.9). В соответствии с ответом военного комиссара Свердловской области решение призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа является правомочным (л.д.7). Согласно представленным медицинским документам (л.д.9-16) К. после вынесения решения призывной комиссии находился на лечении, в том числе, по поводу обострения хронического панкреатита. В учетной карточке призывника (л.д.17-18) указано решение призывной комиссии от д.м.г. о призыве на военную службу. Согласно протоколу от д.м.г. (л.д.20-21) К., <..> года рождения, годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Разрешая спор, суд исходит из того, что при повторном медицинском освидетельствовании на областной приемной комиссии, исследовании состояния здоровья К. было выявлено, что отсутствуют установленные в Положении о военно-врачебной экспертизе обязательные условия для освобождения от призыва на военную службу. Заявителем в ходе рассмотрения дела суду не представлено каких-либо доказательств, которые подтверждали бы наличие у К. на момент проведения медицинского освидетельствования достоверно выявленных заболеваний, дающих основания для присвоения ему категории годности, отличной от категории годности "Б", а также право на отсрочку от призыва на военную службу. Врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, были учтены все представленные данные о состоянии здоровья заявителя. При проведении обследования в отношении призывника были проведены необходимые исследования, результаты исследований учтены призывной комиссией, что не противоречит пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003, согласно которому граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Свидетель К.Т. суду пояснила, что в 2012 году была секретарем призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа. Все медицинские документы представляются на медицинскую комиссию. К. был признан годным с незначительными ограничениями. Такое решение было принято призывной комиссией субъекта Российской Федерации. В последующем представил копии больничных листов. По ним делались запросы. Если призывник заболел в ходе призыва, то решение остается прежним. Не отменяя решение, призыв переносится на следующий. Военком единолично изменить решение призывной комиссии не может.

Исходя из положений статей 23, 24 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», вопрос о правильности определенной заявителю категории годности влияет на решение вопроса о возможности его призыва на военную службу, при этом при определении заявителю по статье 51 «в» Расписания болезней категории годности "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями) предусмотрен его призыв на военную службу, тогда как при определении заявителю категории годности "В" (ограниченно годен) предусмотрено освобождение от призыва на военную службу. При этом с учетом вышеизложенных норм Положения о военно-врачебной экспертизе прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.

Согласно пункту 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 168 от 23.05.2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №574 от 28.07.2008 заявитель имел возможность при несогласии с заключением о категории годности пройти контрольное медицинское освидетельствование или независимую экспертизу, однако, таким правом не воспользовался.

Каких-либо иных относимых, допустимых доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие у заявителя заболевания, дающего право на получение освобождения от призыва на военную службу на момент вынесения оспариваемого решения, а также позволяющего прийти к выводу о неправильном определении при прохождении К. медицинского освидетельствования категории годности к военной службе, в то время как указанные обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, определения законности вынесенного призывной комиссией Верхнесалдинского городского округа решения о призыве на военную службу, материалы дела не содержат.

При этом вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит решению при медицинском освидетельствовании при проведении мероприятий по призыву, включающих, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. При этом необходимо учесть, что окончательное решение было принято призывным пунктом субъекта Российской Федерации. Заявитель имел возможность при несогласии с заключением о категории годности пройти контрольное медицинское освидетельствование или независимую экспертизу, однако таким правом не воспользовался.

В судебном заседании также установлено, что К. на дополнительное обследование не направлялся. Явка на повторное медицинское освидетельствование не выдавалась.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации.

Призыв, в рамках мероприятий которого вынесено оспариваемое К. заключение о категории годности к военной службе и решение призывной комиссии, закончен. При проведении в отношении заявителя мероприятий по новому призыву заявитель вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное статьей 28 вышеуказанного Федерального закона решение.

При таком положении оспариваемые заявителем решение призывной комиссии и бездействие военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району утратили свое значение, для заявителя правовых последствий не повлекли, не нарушили его прав и свобод, и не препятствуют их осуществлению.

Кроме этого, заявление в суд подано после окончания осеннего призыва 2012 года. Указанное решение призывной комиссии не было реализовано, в силу чего отменено и на момент разрешения спора не порождает для К. каких-либо правовых последствий, так как в настоящее время возможность призыва заявителя на военную службу, исходя из обстоятельств, установленных призывной комиссией на момент принятия решения, утрачена. Не имеют значения и доводы заявителя о том, что в отношении него не было принято решение по дополнительно представленным документам, поскольку в данном случае права и интересы заявителя не нарушаются.

Оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной ему законом.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В судебном заседании исследованы все доказательства, представленные сторонами. Ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств от участников процесса не поступало.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления К. о признании бездействия призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа, не пересмотревшей решение по категории годности в связи с вновь открывшимися обстоятельствами; о признании решения призывной комиссии Верхнесалдинского городского округа от д.м.г. незаконным; признании бездействия военного комиссариата Свердловской области по г.Верхняя Салда и Верхнесалдинскому району по организации работы призывной комиссии в связи с поступлением новых медицинских документов незаконным – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 25.02.2013.

Судья – подпись

Копия верна: <..>

2-121/2013 ~ М-39/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комельских Алексей Александрович
Другие
Военный комиссариат
Суд
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области
Судья
Комогорова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
verhnesaldinsky--svd.sudrf.ru
21.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2013Передача материалов судье
21.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2013Судебное заседание
30.01.2013Судебное заседание
07.02.2013Судебное заседание
14.02.2013Судебное заседание
18.02.2013Судебное заседание
07.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее