Дело № 2-149/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2014 года город Йошкар-Ола
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Грибашкиной О.В.,
с участием заявителя Зиновьева Н.В., представителя заявителя - Копылова О.Б., представителя командира войсковой части <Номер> - Кузнецовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении прокурорского участка военной прокуратуры Казанского гарнизона гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер> Зиновьева Н.В. об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения (далее – командующий РВСН) и командира войсковой части <Номер>, связанных с порядком прохождения им военной службы,
У С Т А Н О В И Л:
Зиновьев Н.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать действия командующего РВСН и командира войсковой части <Номер>, связанные с нарушением порядка прохождения им военной службы, незаконными и обязать указанных должностных лиц принять юридически значимое решение и определить порядок прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы.
В судебном заседании Зиновьев Н.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что с <Дата> проходит военную службу по контракту. В <Дата> им был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 10 лет. После реорганизации войсковой части <Номер> он стал проходить военную службу в войсковой части <Номер> в должности <данные изъяты>, при этом в распоряжение какого-либо должностного лица он не зачислялся и из списков личного состава войсковой части <Номер> не исключался. В начале октября 2014 года он был ознакомлен с сообщением из Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу в отношении него в период с 2011 по 2014 года не издавалось. Полагая, что отсутствие определенности в правовом статусе и нахождение в списках личного состава войсковой части <Номер> нарушает его права, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе право на денежное обеспечение, Зиновьев Н.В. просил суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель заявителя Копылов О.Б. в суде в обосновании заявленных требований указал, что войсковая часть <Номер> в которой Зиновьев Н.В. проходил военную службу в результате неоднократной реорганизации стала именоваться войсковой частью <Номер>, при этом каких-либо приказов по личному составу в отношении заявителя не издавалось, в связи с чем, он в полном объёме продолжает исполнять в войсковой части <Номер> ранее возложенные на него должностные обязанности при его нахождении в штате войсковой части <Номер>. Отсутствие порядка прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы и нахождение его в списках личного состава несуществующей воинской части, не позволяет заявителю в полной мере воспользоваться правами, предоставленными военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем, Копылов О.Б. просил заявленные требования удовлетворить.
Командующий РВСН и командир войсковой части <Номер>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.
Представитель командира войсковой части <Номер> – Кузнецова М.В. в суде требования заявителя не признала и просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснила, что при реорганизации войсковой части <Номер> вопрос о дальнейшем порядке прохождения заявителем военной службы должностными лицами, в том числе командующими РВСН и ЦВО разрешен не был. Какие-либо приказы в отношении Зиновьева Н.В. по личному составу, в связи с его прохождением военной службы не издавались, в штат войсковой части <Номер> не зачислялся, так как в новых штатах войсковой части <Номер> ранее занимаемая Зиновьевым Н.В. должность отсутствует. В 2012 году командованием воинской части в вышестоящие кадровые органы направлялись представления о назначении Зиновьева Н.В. на должность, однако в реализации представлений было отказано, в связи с отсутствием должности. Также в 2013 и 2014 годах в адрес командира войсковой части <Номер>, в подчинении которой находится воинская часть, направлялись письма об оказании содействия в разрешении вопроса о назначении заявителя на должность. <Дата> в адрес начальника ОМО войсковой части <Номер> направлено очередное представление о назначении Зиновьева Н.В. на воинскую должность, о результатах рассмотрения которого в настоящее время не известно. На основании вышеизложенного Кузнецова В.М. полагала, что командиром войсковой части <Номер> приняты все меры по содействию в определении правового положения заявителя, а требования Зиновьева Н.В. к командиру воинской части <Номер> необоснованны.
В судебное заседание были представлены и исследованы следующие доказательства.
По справке от 9 сентября 2014 года <Номер>, выданной командиром войсковой части <Номер> усматривается, что войсковая часть <Номер> с 1 января 2012 года реорганизована в структурное подразделение Госпиталь (на 160 коек, <данные изъяты>, который с 30 сентября 2013 года ликвидирован, при этом в соответствие с директивой Министра обороны Российской Федерации с 1 сентября 2013 года сформирован <данные изъяты> – войсковая часть <Номер>.
Из сообщения от 29 февраля 2012 года, рапорта Зиновьева Н.В. от 13 февраля 2012 года и представления к назначению на должность <данные изъяты>, усматривается, что в адрес начальника <данные изъяты> направлено представление к назначению Зиновьева Н.В. на должность.
Согласно сообщению от 20 июня 2012 года установлено, что в адрес начальника <данные изъяты> направлено представление для назначения Зиновьева Н.В. на должность.
Письмом начальника отдела (работы с военнослужащими по контракту) управления кадров Центрального военного округа от 28 сентября 2012 года подтверждается, что материалы на назначение Зиновьева Н.В. на воинскую должность возвращены, в связи с отсутствием должности в Перечне воинских должностей подлежащих замещению в 2012 году.
Из сообщений от 18 января 2013 года, 18 февраля 2014 года и 14 июля 2014 года видно, что командир войсковой части <Номер> обращался к командиру войсковой части <Номер> с рапортами по вопросу о назначении Зиновьева Н.В. на должность.
Исследованными в судебном заседании сообщением от 10 октября 2014 года, листом беседы от 9 октября 2014 года и представлением к назначению на должность подтверждается, что в адрес начальника ОМО войсковой части <Номер> направлено представление к назначению Зиновьева Н.В. на должность <данные изъяты> войсковой части <Номер>.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя должностного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Статьями 10 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие, которым военнослужащие обеспечиваются в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пунктами 3-4 статьи 32 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» определено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствие с пунктами 10-11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно пункту 8 статьи 34 Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, увольнение с военной службы военнослужащих, за исключением высших офицеров и полковников, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставленными им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Часть 1 статьи 249 ГПК РФ возлагает обязанность по доказыванию законности оспариваемых заявителем действий на должностных лиц, действия которых оспариваются. По итогам судебного разбирательства позиция Зиновьева Н.В. о том, что он в распоряжение должностных лиц не зачислялся и из списков личного состава войсковой части <Номер> не исключался, осталась неопровергнутой и подтверждается позицией представителя должностного лица. Поэтому, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, а также подтверждение указанных сведений представителем командира войсковой части <Номер>, данное обстоятельство трактуется в пользу заявителя, признаётся достоверным и кладётся в основу принимаемого решения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Зиновьев Н.В., заключивший контракт о прохождении военной службы <Дата> сроком на 10 лет, после проведения с 1 января 2012 года реорганизации войсковой части <Номер>, из списков личного состава указанной воинской части не исключался, в распоряжение какого-либо воинского должностного лица не зачислялся, на иную воинскую должность не назначался, а продолжал исполнять ранее возложенные на него обязанности <данные изъяты> во вновь сформированной войсковой части <Номер>, что не соответствует действующему установленному порядку прохождения военной службы.
На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности действий командующего РВСН и командира войсковой части <Номер>, связанных нарушением порядка прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы, и полагает, что права заявителя будут восстановлены путём возложения на указанных должностных лиц обязанности принять юридически значимое решение и определить дальнейший порядок прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части <Номер> Зиновьева Н.В. об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения и командира войсковой части <Номер>, связанных с порядком прохождения им военной службы, удовлетворить.
Признать незаконными действия командующего Ракетными войсками стратегического назначения и командира войсковой части <Номер>, связанные нарушением порядка прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы.
Обязать командующего Ракетными войсками стратегического назначения и командира войсковой части <Номер> принять юридически значимое решение и определить дальнейший порядок прохождения Зиновьевым Н.В. военной службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый