2а-743/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Игроковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России №9 по Республике Карелия к Лазареву В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – административный истец, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лазареву В.В. (далее – административный ответчик), в обоснование которого указала, что по информации органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, административный ответчик в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 владел на праве собственности транспортными средствами, указанными в налоговых уведомлениях, в связи с чем являлся плательщиком транспортного налога. Налоговым органом был исчислен транспортный налог, подлежащий уплате, и в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, приложенные к заявлению, содержащие сведения об объектах налогообложения и расчет сумм налога, в которых сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налога. В связи с тем, что в установленный срок указанная сумма транспортного налога налогоплательщиком уплачена не была, инспекцией на сумму недоимки были исчислены пени, направлены требования об уплате транспортного налога. Требования в установленный срок не исполнены, задолженность по ним не погашена. Просил взыскать транспортный налог с физических лиц за 2016 в сумме 142164 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 1256,03 руб.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, где указано, что после отмены судебного приказа срок для обращения в суд истек 01.10.2018. Ссылаясь на незначительный пропуск срока, большой объем работы, связанный с подачей заявлений в суды в 2018, в целях обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности платить законно установленные налоги и сборы, восполнения потерь, понесенных казной, административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления.
В последующем административным истцом неоднократно уточнялись заявленные требования, окончательно он просил взыскать недоимку по транспортному налогу за 2016 в размере 25576 руб. и пени, начисленные на данную недоимку за период с 02.12.2017 по 18.12.2017, в размере 119,14 руб.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассматривать его в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
По общему правилу, установленному ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения признаются в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.358 НК РФ). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч.1 ст.359 НК РФ).
Уплата транспортного налога на территории Республики Карелия регулируется разделом 3 Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» №384-ЗРК от 30.12.1999 (далее – Закона), который был введен в действие с 01.01.2003.
Как установлено в отношении транспортного налога ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно абз.1 ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз.2). Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п.4).
Согласно представленных административным истцом сведений административный ответчик в 2016 являлся владельцем транспортных средств: Камаз 43118-RВ, государственный регистрационный знак М605АЕ10, и Восход 3.
Налоговая база по каждому из них составила, соответственно 300 л.с. и 19 л.с., в связи с чем по ним был исчислен транспортный налог 25500 руб. и 76 руб., на что указано в налоговом уведомлении № от 09.09.2017. В это же налоговое уведомление налоговым органом был включен транспортный налог за 2014 и 2015, общая сумма к уплате указана в размере 142164 руб.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 НК РФ).
В силу п.4 ст.57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
С учетом положений ст.ст.363 НК РФ, Закона РК от 30.12.1999 №384-ЗРК налогоплательщиками - физическими лицами транспортный за 2016 подлежал уплате не позднее 01.12.2017.
В силу ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 9 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено право налоговых органов взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В силу п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п.1 ст.48 НК РФ).
По общему правилу, в силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В то же время, согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования:
- №4428 от 05.11.2015 об уплате транспортного налога за 2016 в сумме 142164 руб. и пени в сумме 662,25 руб. со сроком исполнения до 06.02.2018;
- 3785 от 01.12.2017 об уплате пени на сумму 593,78 руб. со сроком исполнения до 17.01.2018.
В связи с неисполнением административным ответчиком указанных требований, 15.03.2018 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №1 Пудожского района РК с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности с ответчика.
16.03.2018 мировым судьей судебного участка №1 Пудожского района был вынесен судебный приказ о взыскании с Лазарева В.В. в пользу налогового органа недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 в размере 142164 руб., пени в размере 1256,03 руб.
Определением того же мирового судьи от 30.03.2018 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
С административным исковым заявлением в суд о взыскании задолженности с ответчика налоговый орган обратился только 19.11.2018, что подтверждается сведениями о регистрации входящей корреспонденции, то есть за пределами установленного ст.48 НК РФ срока обращения в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N479-О-О).
Поскольку пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований, суд приходит к выводу, что нарушение налоговым органом приведенных выше сроков влечет за собой утрату им права на взыскание недоимки в судебном порядке.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока по мотивам, указанным административным истцом, поскольку указанные им причины не являются уважительными и зависят только от организации работы самого административного истца.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ оснований для отнесения судебных издержек на административного ответчика не имеется, тогда как административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 -293 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Республике Карелия к Лазареву В.В. о взыскании обязательных платежей, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2018.
Судья: Точинов С.В.