Дело № 2-512/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием истца – Бондарь Л.В., представителей истца - Лесиной Т.Ю., Федорченко А.В., представителя ответчика – Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарь Лидии Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
09.01.2020 г. Бондарь Л.В. обратилась в суд с данным иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) (далее - ГУ – УПФРФ в г. Севастополе (межрайонное)) произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Гагаринским районным УПФ г. Севастополя ей была назначена пенсия по старости, в ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". С осени 2016 г. размер ее пенсии уменьшился, в связи с чем она обратилась за разъяснением к ответчику. Из письма ГУ – УПФРФ в г. Севастополе (межрайонное) от 27 августа 2019 г. истцу стало известно, что ее страховая пенсия по старости была пересчитана, при перерасчете не был учтен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в материалах выплатного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проживания истца на территории города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в письме указывалось, что поскольку по паспорту гражданина Российской Федерации она зарегистрирована в гор. Севастополе с ДД.ММ.ГГГГ, то отсутствуют законные основания для учета страховых взносов за указанный период. Истец с таким решением ответчика не согласна, указывает, что в г. Севастополе постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала врачом в ГП «Севастопольский морской торговый порт». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам формально имела регистрацию в г. Киеве, однако фактически все это время никуда из Севастополя не выезжала, работала и постоянно проживала по <адрес>. В связи с отказом органов Пенсионного фонда учесть период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет пенсии истец вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец и ее представители в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признала в полном объеме, подала письменные возражения на иск, согласно которым полагает, что основания для применения к истцу Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" отсутствуют, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ее паспорте не было сведений о регистрации в г. Севастополе.
Заслушав истца и представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно паспорту гражданина РФ серии № №, выданному на имя Бондарь Л.В. отделом Управления Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю в Гагаринском районе ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №, она зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ у органов Пенсионного фонда отсутствуют законные основания для учета страховых взносов за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в паспорте истца отсутствуют сведения о регистрации ее на территории города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из копии паспорта гражданина Украины на имя Бондарь Л.В., имеющейся в материалах выплатного дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату обращения с заявлением о назначении пенсии по старости впервые) истец была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам снялась с регистрации по указанному адресу и зарегистрировалась по месту проживания дочери в г. Киеве, после получения паспорта гражданина Российской Федерации снова зарегистрировалась по месту постоянного проживания в г. Севастополе.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1-3 Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Таким образом, вышеуказанным законом гарантированы права граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015, предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с чч. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что гражданам Украины при перерасчете либо назначении пенсии стаж работы в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины, может быть засчитан в случае проживания данного гражданина на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Следовательно, для признания лица гражданином Российской Федерации в соответствии с приведенным Федеральным Конституционным Законом необходимо одновременное наличие следующих условий:
- на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо должно быть гражданином Украины или лицом без гражданства;
- на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым гражданин Украины или лицо без гражданства должно постоянно проживать на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;
- в течение одного месяца после дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо не заявит о своем желании сохранить имеющееся у него иное гражданство либо остаться лицом без гражданства.
Из материалов дела следует, что согласно паспорту гражданина Украины серии №, выданному на имя Бондарь Л.В., истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, что согласуется с пояснениями истца.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28.07.2014 г. по делу № 2-1330/2014 установлен факт проживания Бондарь Л.В. в г. Севастополе с 1985 г., в том числе и на 18.03.2014 г.
Кроме того, трудовая деятельность Бондарь Л.В. в г. Севастополе подтверждается записями в трудовой книжке, справками с места работы, имеющимися в материалах ее выплатного дела.
Поскольку судом достоверно установлено, что Бондарь Л.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории г. Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии по старости в Гагаринском УПФ г. Севастополя, гражданство РФ приобрела на основании ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, в связи с чем, суд считает отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) в перерасчете страховой пенсии истцу незаконным, а исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца с 01.11.2016 г. с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Поскольку участие ГУ – Управления ПФ Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) в судебном процессе по настоящему делу обусловлено осуществлением функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в РФ, в связи с чем он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, то в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Таким образом, расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., подлежат возмещению из средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Бондарь Лидии Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Бондарь Лидией Васильевной право на перерасчет пенсии по старости с применением Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Бондарь Лидии Васильевне с применением Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 01.11.2016 г.
Возместить Бондарь Лидии Васильевне из средств бюджета Ленинского района г. Севастополя судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10.02.2020 года.
Судья –