Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2015 (2-574/2014;) ~ М-592/2014 от 24.12.2014

Дело № 2-39/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2015 года поселок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Моисеевой В.Ю.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Пряжинского района П..,

представителя третьего лица ОНД Пряжинского и Суоярвского районов ГУ МЧС России – старшего инспектора – государственного инспектора Пряжинского и Суоярвского районов по пожарному надзору Т..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа», Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пряжинского района РК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа», Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой района проведена проверка образовательных учреждений Пряжинского района в части обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в ходе которой выявлено, что здание МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» эксплуатируется в нарушением норм и правил пожарной безопасности, а именно: не исправна имеющаяся система автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ); не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкции кровли в соответствии с инструкцией завода - изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п. 21 Правил противопожарного режима в РФ). На основании изложенных в заявлении обстоятельств, ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 20, 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.121994г. «О пожарной безопасности», ст. ст. 28, 41 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ», ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурора района просит суд обязать МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» и Администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок до 01.07.2015 года в помещениях школы устранить неисправности системы автоматической пожарной сигнализации; обеспечить проведение проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода - изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

    В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Пряжинского района П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, уточнив их, просил обязать МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 июля 2015 года устранить неисправности системы автоматической пожарной сигнализации; обеспечить проведение проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). В случае недостаточности собственных денежных средств у образовательного учреждения обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района (собственника имущества казенного учреждения) в порядке субсидиарной ответственности выделить для МКОУ «Крошнозерская ООШ» денежные средства необходимые для устранения указанных нарушений в срок до 01.07.2015г.

     Представители ответчиков в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В адресованной суду телефонограмме директор МКОУ «Крошнозерская ООШ» Б. не возражала относительно заявленных исковых требований. Ранее, в судебном заседании 23.01.2015г., представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.

Представитель третьего лица ОНД Пряжинского и Суоярвского районов ГУ МЧС России – старший инспектор – государственный инспектор Пряжинского и Суоярвского районов по пожарному надзору Т. в суде поддержал исковые требования прокуратуры Пряжинского района.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Устранение нарушений правил пожарной безопасности является одной из профилактических мер противодействия терроризму. Из п. 3 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ следует, что совершение поджога относится к террористическому акту.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

В соответствии с п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»).

Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу п. п. 6.1, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из материалов дела следует, что здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа», собственником здания является Администрация Пряжинского национального муниципального района.

В соответствии с п. п. 21, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (п. 21 Правил).

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 Правил).

Из акта проверки инспектора ОНД Пряжинского и Суоярвского районов УНД ГУ МЧС России по РК от <адрес>. в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» следует, что в нарушение п. п. 21, 61 Правил противопожарного режима в РФ в здании школы не исправна имеющаяся система автоматической пожарной сигнализации; не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли в соответствии с инструкцией завода - изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

МКОУ «Крошнозерская ООШ» является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на МКОУ.

В связи с тем, что учредителем данной МКОУ является Администрация Пряжинского национального муниципального района, финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Уставу МКОУ «Крошнозерская ООШ» создано в соответствии с распоряжением Главы самоуправления Пряжинского района РК от ДД.ММ.ГГГГ. (п. 1.1. Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник (п. 1.6 Устава). Имущество учреждения является муниципальной собственностью и передано учреждению на праве оперативного управления по решению учредителя (п. 31.1 Устава). Финансирование содержания зданий, сооружений, имущества, коммунальных расходы учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета (п. 3.5 Устава).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что здание МКОУ «Крошнозерская ООШ» эксплуатируется с нарушением норм и правил пожарной безопасности, что создает угрозу безопасности и здоровью детей, в связи с чем правомерность обращения истца с настоящим иском в суд обоснованна, исковые требования являются законными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МКОУ «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков. В связи с изложенным, расходы по оплате государственной пошлины взысканию с Администрации Пряжинского национального муниципального района не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

    

Иск удовлетворить.

    Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 июля 2015 года устранить неисправности системы автоматической пожарной сигнализации; обеспечить проведение проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

    В случае недостаточности собственных денежных средств у образовательного учреждения обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района (собственника имущества казенного учреждения) в порядке субсидиарной ответственности выделить для МКОУ «Крошнозерская ООШ» денежные средства необходимые для устранения указанных нарушений в срок до 01.07.2015г.

Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Крошнозерская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 02.02.2015г.

2-39/2015 (2-574/2014;) ~ М-592/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пряжинского района
Ответчики
МКОУ "Крошнозерская общеобразовательная школа"
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Другие
ОНД Пряжинского и Суоярвского районов ГУ МЧС России по РК
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
24.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Передача материалов судье
26.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Дело оформлено
22.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее