РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1871/2020 по административному исковому заявлению Рукина Андрея Александровича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Рукин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указано, что административный истец является инвалидом 2 группы с детства, имеет транспортное средство, которым обеспечен через органы социальной защиты населения по медицинским показаниям, следовательно, он имеет законные основания для выделения в аренду земельного участка для строительства гаража под автотранспорт в непосредственной близости от места жительства с учетом градостроительных норм. 05.02.2020 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для строительства гаража. Распоряжением от 28.02.2020 №РД-304 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находиться в границах территориальной зоны застройки средне-этажными жилыми домами (Ж-3), на территории, застроенной многоквартирными домами, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, в соответствии с указанной документацией испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занимаемой многоквартирным жилым домом №№ по улице <адрес>, в том числе частью земельного участка для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования.
Указанное решение административный истец считает незаконным и нарушающим его права, предусмотренные абзацем 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59 -ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с чем просит: признать незаконным и отменить распоряжение административного ответчика от 28.02.2020 №РД-304, обязать административного ответчика рассмотреть вопрос по существу о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, взыскать с административного ответчика понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец и его представитель Волков Е.А. административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности - Нагорная С.С. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Из материалов дела следует, что Рукин А.А. является инвалидом 2 группы с детства, в соответствии с медицинскими показаниями с 27.07.1998 обеспечен транспортным средством (л.д.7-8, 9).
05.02.2020 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 30 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, для строительства гаража в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Распоряжением от 28.02.2020 №РД-304 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находиться в границах территориальной зоны застройки средне-этажными жилыми домами (Ж-3), в границах территории, застроенной многоквартирными домами, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, в соответствии с указанной документацией испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занимаемой многоквартирным жилым домом №№ по улице <адрес>, в том числе частью земельного участка для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования (л.д. 25).
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок площадью 30 кв.м расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) по Карте правого зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61 (л.д.36).
В соответствии со статьей 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта, является условно разрешенным видом использования в данной зоне.
Сведений о предоставлении Рукину А.А. разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка – под строительство гаража материалы дела не содержат.
Согласно сведениям из ИСОГД г.о.Самара испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой постановлением Администрации г.о.Самара от 17.12.2019 №982 утвержден проект планировки территории (проект межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами в г.о. Самара в границах улиц Сергея Лазо, Гайдара, Красноглинского шоссе, Волжского шоссе) (л.д.30-34, 36).
Представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось, что испрашиваемый земельный участок находится в границах указанной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и имеется утвержденный проект межевания территории, у административного ответчика имелись законные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и, соответственно, отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылка административного истца на абзац 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не является основанием для признания распоряжения незаконным, поскольку положения указанной нормы прямо предусматривают необходимость соблюдения градостроительного законодательства при предоставлении инвалидам мест для строительства гаража.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 28.02.2020 №РД-304 незаконным и возложения на административного ответчика обязанности вновь рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Поскольку заявленные административным истцом требования оставлены без удовлетворения, расходы понесенные истцом на уплату государственной пошлины, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Рукина Андрея Александровича к Департаменту градостроительства г.о. Самара отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья