РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Петрозаводск 23 июня 2017 г.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего судьи Цепляева О.В., при секретаре Аникиевой Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова В. М. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Жилой дом плюс» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Марков В.М. обратился в суд с иском к ООО УК «Жилой дом плюс» о защите прав потребителя, мотивируя следующим. Истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. ООО УК «Жилой дом плюс» является управляющей организацией многоквартирного дома (далее – МКД). На основании решения общего собрания собственников, ДД.ММ.ГГГГ был установлен узел учета тепловой энергии в МКД и принят в эксплуатацию АО «ПКС». Между тем, в квитанциях по оплате тепловой энергии с января 2017 года был применен повышающий коэффициент – 1,5, как для дома, не оборудованного ОДПУ. Выяснилось, что в ноябре 2016 года ответчик демонтировал ОДПУ, ввиду его неисправности и с указанного времени до даты подачи иска не принял мер по устранению неисправности, что привело к нарушению прав истца, как потребителя, на оплату тепловой энергии в соответствии с показаниями ОДПУ. В связи с чем, истец просит обязать ответчика восстановить в эксплуатации ОДПУ, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Стороны извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом.
В судебном заседании истец требования поддержал. Полагал поиск неисправности и ремонт ОДПУ в течение полугода ненадлежащим исполнением обязанностей исполнителем, в результате которого, он вынужден производить оплату, исходя из расчета потребления тепловой энергии по нормативу.
Представитель ответчика Бурянина Е.М. просила отказать в иске. Сроки проверки и ремонт прибора законом не установлены, с их стороны в указанный период принимались все необходимые меры.
Третьи лица ПАО «ТГК-1», АО «ПКС тепловые сети» представителей не направили. Согласно отзыву АО «ПКС тепловые сети» в период с 28.07.16 представители потребителя – ООО УК «Жилой дом плюс» не предоставляли отчеты о теплопотреблении в установленном порядке. В настоящее время, после поверки, УУТЭ допущен в коммерческий учет с 25.05.17, с оформлением Акта периодической проверки.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд полагает необходимым удовлетворить иск частично.
Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст.153 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 29.06.16 №603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» дополнены пунктом 2(2) следующего содержания: в случае наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 2(2): Pi = Si x NT x KПОВ x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; KПОВ - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. – 1,5.
Согласно р.I Постановления Правительства РФ от 06.05.11 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Постановление №354) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п.32 Постановления №354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п.п.А), и согласно п.31 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.п.А); самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (п.п.В); осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии (п.п.Ж(1)); обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (п.п.С).
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.03 №170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно 2.2.4 указанных Правил №170 средства автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, средства связи, контрольно-измерительные приборы (КИП) и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудования, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов работы или аварий, проводить измерение параметров работы оборудования для визуального или автоматического контроля его работы, надежную связь нанимателей, арендаторов и собственников приватизированных жилых помещений и диспетчерской, а также диспетчерской со службами по техническому обслуживанию и аварийными службами; п.2.2.6 – заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю; п.п.5.1.1, 5.2.24 – системы теплоснабжения жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии, в том числе, контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491 (далее – Правила №491) определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Исходя из п.42 Правил №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно ст.13 закона от 23.11.09 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч.1); Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2); После 1 января 2012 года, после 1 июля 2013 года и после 1 января 2019 года (применительно к конкретным видам объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета, используемых энергетических ресурсов, обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета (ч.12).
По мнению Минстроя России, изложенному в Письме от 18.09.15 №30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг», с учетом указанных положений закона от 23.11.09 №261-ФЗ, исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию прибора учета, должен в течение двух месяцев обеспечить устранение нарушений и обеспечить готовность прибора учета к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Исходя из положений закона «О защите прав потребителей» следует, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13); моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины (п.1 ст.15).
Согласно разъяснениям п.п.45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.12 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. При удовлетворении судом требований потребителя, в связи с нарушением его прав, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
В судебном заседании установлено, что Марков В.М. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, - что подтверждается представленным свидетельством о регистрации права собственности, и является плательщиком по счетам за жилищно-коммунальные услуги.
Управление многоквартирным домом №<адрес> осуществляет ООО УК «Жилой дом плюс».
11.09.15 произведен монтаж узла учета тепловой энергии, в том числе, счетчики горячей воды, комплект термопреобразователей, что подтверждается соответствующим локальными сметами, актом выполненных работ и актом о приемке выполненных работ, свидетельствами о поверке.
Согласно представленным истцом квитанциям по оплате отопления за январь 2017 года применен повышающий коэффициент 1,5.
10.02.17 в адрес ответчика была направлена претензия от жильцов, в том числе, истца, с просьбой объяснить причину применения повышающего коэффициента.
Согласно ответам ООО УК «Жилой дом плюс» от 14.02.17, 17.02.17 в адрес жильцов следует, что до 28.11.16 выполнялись мероприятия по выявлению причины небаланса масс и установлению возможности устранения данной причины. 02.12.16 полный комплект теплосчетчика направлен в адрес завода-изготовителя тепловычислителя ООО «МСК». 21.12.16 счетчики горячей воды направлены для поверки на завод-изготовитель АО «Тепловодомер», оплата счетов которого запланирована на 17.02.17. Договор на сервисное обслуживание ОДПУ отсутствует. Применение повышающего коэффициента произошло по причине необеспечения в установленном порядке восстановления работоспособности вышедшего из строя ОДПУ.
Также представлено два акта от 09.01.17 ООО «Тепловодомер», подписанных 26.01.17, о том, что счетчики воды необходимо направить в ремонт.
Согласно ответу ООО УК «Жилой дом плюс» от 13.04.17 в адрес ГЖИ по РК, с учетом указанной выше последовательности действий, счетчики ГВ были установлены 06.03.17, после чего вновь была обнаружена неполадка в тепловычислителе, который был направлен в адрес завода-изготовителя.
В судебном заседании была допрошена свидетель <данные изъяты> показавшая, что также проживает в указанном МКД. В ноябре 2016 года произошел сбой в работе ОДПУ тепловой энергии. Устранение неисправности со стороны ответчика неоправданно затянулось, 9 месяцев прибор был в нерабочем состоянии.
В итоге, в том числе, согласно сведениям АО «ПКС тепловые сети», в настоящее время, после устранения неисправностей и поверки, УУТЭ допущен в коммерческий учет с 25.05.17, в связи с чем, заявленные истцом требования в части возложения на ответчика обязанности восстановить работу ОДПУ удовлетворению не подлежат.
Следовательно, Управляющая компания, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняла на себя соответствующие обязательства, применительно к настоящему делу, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Учитывая в совокупности разъяснения Письма Минстроя России от 18.09.15 №30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг» и положения ч.12 ст.13 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд полагает, что срок устранения неисправности ОДПУ для исполнителя не должен превышать двух месяцев.
Установлено, что фактически в течение всего расчетного периода 2016-17 года ОДПУ тепловой энергии был неисправен, соответственно, при оперативном устранении неисправности прибора учета ответчик был бы обязан учитывать показания прибора учета и начислять оплату только за фактическое потребление.
Таким образом, в результате длительного периода устранения неисправности прибора учета исполнителем, обязанному осуществлять его надлежащее содержание, привело к взысканию оплаты коммунальных услуг в большем размере – по нормативам, а не по фактическому потреблению данного многоквартирного жилого дома, соответственно, права истца, как потребителя, нарушены именно в результате действий ответчика.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об оперативном принятии надлежащих мер по устранению неисправностей, о которых ответчику было известно, по крайней мере, с начала ноября 2016 года, однако, фактически устранены 25.05.17.
Поскольку права истца, как потребителя, нарушены, то имеются основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из принципов разумности и справедливости, степени нравственных страданий, причиненных истцу, обстоятельств дела, предназначения товара и степени вины ответчика, полагая, что с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>/2).
Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем, с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Жилой дом плюс» в пользу Маркова В. М. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 1000 рублей.
В остальной части отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Жилой дом плюс» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Цепляев О.В.
Мотивированное решение составлено 28.06.17