Дело № 2-917/2020
УИД 42RS0015-01-2020-001721-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г. Новокузнецк
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Катусенко С.И.,
при секретаре судебного заседания Федосеевой Ю.Г.,
с участием представителя истца Павловой С.В.,
с участием представителя третьего лица МБУ «Дирекция ЖКХ»
Филатьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПТЮ к Администрации г. Новокузнецка, Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, переустройство и (или) перепланировка которого выполнены самовольно,
УСТАНОВИЛ:
Истец ПТЮ обратилась в суд с иском о сохранении самовольно переустроенное и (или) перепланированное изолированное жилое помещение по адресу: (адрес) в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
Свои требования истица мотивирует тем, что она является ответственным квартиросъемщиком изолированного жилого помещения в многоквартирном доме – квартиры по адресу: (адрес). Квартира расположена на втором этаже крупноблочного жилого дома, состоит из двух комнат. Год постройки 1963, инвентарный №.
Ранее в квартире была проведена перепланировка.
Согласно техническому паспорту на квартиру были произведены демонтаж и монтаж перегородки, уменьшение жилой площади.
С целью приватизации она обратилась в Комитет ЖКХ Администрации г.Новокузнецка с заявлением о согласовании перепланировки.
Согласно ответу Комитета ЖКХ от ДД.ММ.ГГ №, принято решение в отказе в согласовании самовольно произведенного переустройства или перепланировки помещения по адресу: (адрес).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г.Новокузнецке от ДД.ММ.ГГ №, документация по перепланировке (адрес) по адресу (адрес) соответствует требованиям СанПиН 2.12.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно заключению ГУБ БУ «Проектный институт «Кузбасспроект», филиал в г.Новокузнецке №: перепланировка вышеуказанной квартиры согласно планов, выданных БТИ от ДД.ММ.ГГ заключается: в демонтаже, монтаже несущей перегородки; в увеличении площади кладовой за счет площади жилой комнаты.
В результате изучения представленных материалов установлено, что вышеперечисленные работы не затрагивают несущие конструкции жилого дома, соответствуют строительным нормам и правилам (СНиП, ГОСТ, СП) по прочности и устойчивости квартиры и здания в целом.
Перепланировка (адрес) не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан жилого дома и может быть узаконена в установленном порядке.
Определением Заводского районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено МБУ «Дирекция ЖКХ» (л.д. 46-47).
Определением Заводского районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Новокузнецкий городской округ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (л.д. 57-58).
Истец ПТЮ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца - Павлова С.В. на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, так как перепланировка не нарушает ничьи права.
Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщил.
Представитель ответчика Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщил, ранее предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в иске отказать в полном объеме. Указал, что в адрес истца направлено требование об устранении выявленных нарушений и приведении переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние. Истица не является собственником помещения, и не является уполномоченным наймодателем на обращение в суд лицом. Полагает, что у истца отсутствуют правовые основания для подачи искового заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии (л.д. 39-40).
Представитель третьего лица МБУ «Дирекция ЖКХ» Филатьева А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве, настаивает, что истец ПТЮ не имела право на перепланировку квартиры, так как не является собственником квартиры. (л.д. 51).
Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в иске отказать в полном объеме. Указал, что спорная квартира, расположенная по адресу (адрес) является муниципальной и учитывается в реестре объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа. Собственником всего муниципального имущества на территории города является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ (л.д. 64-65).
Законодатель предусмотрел, что лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителя истца -Павлову С.В., представителя третьего лица Филатьеву А.В., исследовав письменные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 1 ЖК РФ предусмотрено, «1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.»
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ, «1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, «1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества вмногоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).»
Согласно ст.27 ЖК РФ, «1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.»
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, «1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.»
Ст. 678 ГК РФ предусмотрено: «Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.»
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГ ПТЮ является нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: (адрес) (л.д. 11).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа по состоянию на ДД.ММ.ГГ, спорное жилое помещение внесено в данный реестр на основании распоряжения Администрации Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГ (л.д. 67, соответственно, является муниципальной собственностью.
Согласно техническому паспорту на помещение, расположенного по адресу: (адрес), назначение объекта – жилое, инвентарный номер №, следует, что в указанном помещении выполнено переоборудование: демонтаж и монтаж перегородки, уменьшение жилой площади, разрешение не предъявлено (л.д. 12-16).
Согласно абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно п. 1.9.1. вышеуказанных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством.
Решение вопроса о возможности сохранения спорного объекта в перепланированном виде относится к компетенции уполномоченных органов.
В силу ст. 26 ЖК РФ, согласно которой переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, следовательно, наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
При разрешении вопроса о сохранении спорного помещения в перепланированном (переустроенном) виде, суд приходит к выводу, что юридически значимыми обстоятельствами являются: произведено ли переустройство и перепланировка жилого помещения без нарушений установленного порядка, получено ли нанимателем жилого помещения в установленном законом порядке разрешение (согласование) наймодателя (собственника) на переоборудование (перепланировку).
При этом суд учитывает, что положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные жилищным законодательством, согласовывать по заявлению гражданина самовольно выполненное переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, а также, что отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Судом достоверно установлено, что истец обратилась в Комитет жилищно - коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка с заявлением о согласовании уже самовольно произведенной перепланировки, предоставил технический паспорт на указанную квартиру с указанием перепланировки, ордер № от ДД.ММ.ГГ(л.д. 52).
ДД.ММ.ГГ в адрес истца выставлено требование об устранении выявленных нарушений и приведении переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, согласно которому истцу предложено в срок до ДД.ММ.ГГ устранить выявленные нарушения: демонтаж и монтаж перегородки, уменьшение жилой площади и привести спорное жилое помещение в прежнее состояние (л.д. 56).
Председатель Комитета ЖКХ ДД.ММ.ГГ отказал истцу в согласовании самовольно произведенного переустройства и (или) перепланировки квартиры, по адресу: (адрес) (л.д. 53).
Суд полагает, что Комитет ЖКХ ДД.ММ.ГГ на законных основаниях отказал истцу в согласовании самовольно произведенной) перепланировки квартиры, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством, переустройство и (или) перепланировка помещения может проводиться с соблюдением требований законодательства и только по предварительному согласованию с собственником жилья -органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Таким образом, наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
При рассмотрении требований ПТЮ установлено, что перепланировка произведена с нарушением установленного порядка, нанимателем жилого помещения ПТЮ в установленном законом порядке не получено разрешение (согласование) наймодателя на переоборудование (перепланировку).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что данное переустройство было произведено истцом в нарушение требований закона, установленного порядка, без разрешения наймодателя, в связи с чем, оснований для сохранения жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии не имеется.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ПТЮ в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Новокузнецка, Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка о сохранении жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в переустроенном и (или) перепланированном состоянии,
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.И. Катусенко
Решение принято в окончательной форме – 22.10.2020
Судья С.И. Катусенко