Решение по делу № 2-504/2021 ~ М-361/2021 от 12.05.2021

Дело № 2-504/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Увельский Челябинской области     02 августа 2021 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         Гафаровой А.П.,

при секретаре                        Корепановой Т.П.,

с участием истца – Чемерской Г.А., представителя истца Уфимцева В.В., представителя ответчика – Головой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уфимцевой О.В., Чемерской Г.А. к Администрации Увельского муниципального района о защите трудовых прав, признании действий и бездействия незаконными, взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Уфимцева О.В., Чемерская Г.А. обратились в суд с иском, к Администрации Увельского муниципального района, с учетом уточнения (т. 2 л.д. 39-41), о признании незаконным бездействия главы Увельского муниципального района ФИО1 выразившееся в не предоставлении по запросу председателя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области от 21 декабря 2020 года № 2501/1463 сведений о количестве работников отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Признании незаконными действий главы Увельского муниципального района ФИО1 содержащихся в его письме от 21 декабря 2020 года № 7531 на имя председателя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области в виде отказа от получения межбюджетного трансферта из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление указанных выплат стимулирующего характера. Взыскании с администрации Увельского муниципального района в пользу истцов причиненного им ущерба (убытка) в виде недополученной из резервного фонда Правительства Российской Федерации указанной выплаты стимулирующего характера в размере 60500 рублей. Взыскании с администрации Увельского муниципального района в пользу истцов денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся им денежных средств в размере одной стопятидесятой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная с 01 января 2021 года до принятия судом решения по исковому заявлению. Взыскании с администрации Увельского муниципального района в пользу истцов денежной компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указали на то, что Уфимцева О.В. с 01 июля 2014 года работает начальником отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района на основании трудового договора от 01 июля 2014 года и дополнительных соглашений к нему от 15 марта 2018 года, от 31 января 2019 года, от 24 декабря 2020 года, от 11 января 2021 года, от 09 февраля 2021 года. Чемерская Г.А. с 22 сентября 2014 года занимает должность ведущего специалиста отдела ЗАГС Увельского муниципального района на основании трудового договора от 18 сентября 2014 года и дополнительных соглашений к нему от 04 декабря 2014 года, от 05 мая 2017 года, от 29 июня 2017 года, от 15 марта 2018 года, от 31 января 2019 года, от 17 ноября 2019 года, от 31 марта 2020 года, от 09 февраля 2021 года. В 2020 году все работники органов ЗАГС Российской Федерации выполняли срочную работу по конвертации и передаче записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. Уфимцева О.В., являясь начальником отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, а также Чемерская Г.А., являясь ведущим специалистом отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, выполняли данную работу, преимущественно в свободное от основных служебных обязанностей время, в том числе в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни. Работы была выполнена в полном объеме к установленному сроку – 01 сентября 2020 года. Постановлением Правительства Челябинской области от 28 декабря 2020 № 738-П утверждено распределение в 2020 году межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. В соответствии с указанным нормативным актом в городские округа и муниципальные районы Челябинской области были направлены межбюджетные трансферты для выплаты работникам ЗАГС из расчета 60 500 рублей 00 копеек на одного работника. Вместе с тем, в результате незаконных действий главы Увельского муниципального района по отказу от получения межбюджетного трансфера работники отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района лишились причитающихся им выплат стимулирующего характера.

Определением судьи от 24 июня 2021 года гражданское дело № 2-504/2021 по иску Уфимцевой О.В. к Администрации Увельского муниципального района о защите трудовых прав, взыскании причиненного ущерба соединены с гражданским делом № 2-505/2021 по иску Чемерской Г.А. к Администрации Увельского муниципального района о защите трудовых прав, взыскании причиненного ущерба (т. 1 л.д. 211).

Истец Уфимцева О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела надлежаще извещена.

Представитель истца Уфимцев В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Истец Чемерская Г.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требованиях, по доводам и основаниям, изложенных в иске.

Представитель ответчика Администрации Увельского муниципального района Голова Н.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представители поддержали доводы письменного отзыва (т. 1 л.д. 199-201).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 18 сентября 2014 года между Администрацией Увельского муниципального района и Чемерской Г.А. заключен срочный трудовой договор № 27, в соответствии с которым Чемерская Г.А. принята на работу в должности исполняющей обязанности ведущего специалиста в структурном подразделении отдела ЗАГС (т. 1 л.д. 11-13, 67-69).

Распоряжением от 22 сентября 2014 года № 222 Чемерская Г.А. назначена на должность муниципальной службы в качестве и.о. ведущего специалиста отдела ЗАГС до назначения победителя конкурса на замещение вакантной должности ведущего специалиста отдела ЗАГС (т. 1 л.д. 70).

Дополнительным соглашением от 04 декабря 2014 года в трудовой договор № 27 от 18 сентября 2014 года внесены следующие изменения: пункт 1.1 трудового договора изложить в следующей редакции: «Работник обязуется выполнять обязанности по должности ведущего специалиста отдела ЗАГС в соответствии с должностной инструкцией» (т. 1 л.д. 14).

В последующем между сторонами были заключены дополнительные соглашения в части отплаты труда, времени отдыха от 05 мая 2017 года, 29 июня 2017 года, от 15 марта 2018 года (т. 1 л.д. 15, л.д.16, л.д. 17).

07 ноября 2019 года дополнительным соглашением к трудовому договору пункт 1.5 трудового договора изложен в следующей редакции: «Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание согласно штатному расписанию в размере 18331 рубль 46 копеек» (т. 1 л.д. 19).

Согласно дополнительному соглашению от 31 января 2019 года в трудовой договор внесены изменения, пункт 1.9 трудового договора изложен в следующей редакции «Муниципальному служащему устанавливается следующий режим рабочего времени:

-среда, четверг, пятница – с 08.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 часов;

-вторник с 08.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 часов;

-суббота – с 09.00 до 16.00 часов без обеда;

-Последний четверг месяца – санитарный день.

-выходные дни – воскресенье, понедельник» (т. 1 л.д. 18).

Дополнительным соглашением от 31 марта 2020 года в трудовой договор внесены изменения, касающиеся дистанционной работы (т. 1 л.д. 20).

09 февраля 2021 года дополнительным соглашением к трудовому договору пункт 1.6 трудового договора изложен в следующей редакции: «Заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца в следующем порядке: 27-го числа текущего месяца – аванс за первую половину месяца и 12-го числа месяца, следующего за отработанным, месяц» (т. 1 л.д. 21).

Также судом установлено, что распоряжением Администрации Увельского муниципального района № 74 от 25 апреля 2014 года Уфимцева О.В. назначена на должность муниципальной службы с 28 апреля 2014 года в отдел ЗАГС администрации Увельского муниципального района исполняющей обязанности начальника (т. 1 л.д. 123).

Распоряжением Администрации Увельского муниципального района № 138 от 30 июня 2014 года Уфимцева О.В. назначена на должность муниципальной службы с 01 июля 2014 года в отдел ЗАГС администрации Увельского муниципального района начальника отдела (т. 1 л.д. 124).

01 июля 2014 года между Администрацией Увельского муниципального района и Уфимцевой О.В. заключен трудовой договор № 15, в соответствии с которым Уфимцева О.В. принята на работу в должности начальника отдела ЗАГС (т. 1 л.д. 125-127).

Дополнительными соглашениями от 15 марта 2018 года, от 24 декабря 2020 года устанавливалась оплата труда (т. 1 л.д. 128, л.д. 130).

Согласно дополнительному соглашению от 31 января 2019 года в трудовой договор внесены изменения, пункт 5.12 трудового договора изложен в следующей редакции «Муниципальному служащему устанавливается следующий режим рабочего времени:

-среда, четверг, пятница – с 08.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 часов;

-вторник с 08.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 часов;

-суббота – с 09.00 до 16.00 часов без обеда;

-последний четверг месяца – санитарный день.

-выходные дни – воскресенье, понедельник» (т. 1 л.д. 129).

11 января 2021 года дополнительным соглашением к трудовому договору в пункт 1.6 трудового договора внесены следующие изменения: «Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание согласно штатному расписанию в размере 34699 рублей 87 копеек (т. 1 л.д. 131).

Согласно дополнительному соглашению от 09 февраля 2021 года в трудовой договор внесены изменения, пункт 1.7 трудового договора изложен в следующей редакции «Заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца в следующем порядке: 27-го числа текущего месяца – аванс за первую половину месяца и 12-го числа месяца, следующего за отработанный месяц» (т. 1 л.д. 132).

Также судом установлено, что распоряжением Администрации Увельского муниципального района от 16 марта 2020 года № 162 утвержден план конвертации в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района Челябинской области на 2020 год (т. 1 л.д. 96 оборот, 96, 97).

На основании Распоряжений Администрации Увельского муниципального района от 04 июля 2020 года № 448, от 04 июля 2020 года № 449, от 06 июля 2020 года № 403 привлечены к работе в выходные дни работники отдела ЗАГС с их письменного согласия согласно установленному графику (т. 1 л.д. 222, 223).

Работы по переводу записей актов гражданского состояния в электронный вид и передачи их в полном объеме в федеральную государственную информационную систему «Единый государственный реестр актов гражданского состояния» были досрочно завершены отделом ЗАГС администрации Увельского муниципального района, что подтверждается письмом от 22 сентября 2020 года, в котором Государственный комитет по делам ЗАГС доводит до сведения Администрации Увельского муниципального района вышеуказанную информацию и предлагает рассмотреть возможность премирования сотрудников конвертации, за счет выделенных субвенций на государственную регистрацию актов гражданского состояния (в том числе за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации для завершения работ по конвертации) (т. 1 л.д. 95).

Кроме того, Уфимцева О.В. обращалась со служебной запиской к Главе Увельского муниципального района ФИО1 в которой просила рассмотреть вопрос об оплате сверхурочной работы сотрудников отдела ЗВГС за период с 01 мая 2020 года по 31 августа 2020 года (т. 1 л.д. 224-225).

Распоряжением Администрации Увельского муниципального района от 20 ноября 2020 года № 431 по итогам работы за 9 месяцев 2020 года премированы сотрудники отдела ЗАГС из средств субвенций федерального бюджета на государственную регистрацию актов гражданского состояния, а именно:

1. Уфимцева О.В., начальник, в размере одного должностного оклада;

2.Чемерская Г.А., ведущий специалист, в размере 1,5 должностного оклада (том 1 л.д. 52).

21 декабря 2020 года Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области довел до сведения глав городских округов, муниципальных районов Челябинской области информацию о том, что в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации прорабатывается вопрос предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов ЗАГС Челябинской области, осуществляющих конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет, в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

В целях подготовки проекта Постановления Правительства Челябинской области о распределении в 2020 году иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам была изложена просьба в срок до 12-00 часов 22 декабря 2020 года предоставить информацию о количестве работников ЗАГС муниципального образования, осуществляющих конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет, в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей (без учета должностей, временно принятых на проведение работ по конвертации), о чем составлено соответствующее письмо (т. 1 л.д. 22, 133).

В ответ на вышеуказанное письмо, 21 декабря 2021 года глава администрации Увельского муниципального района ФИО1. сообщил, что работникам ЗАГС Увельского муниципального района, осуществлявшим конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, уже были осуществлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку. В связи с этим, посчитал, что в иных межбюджетных трансфертах для поощрения работников отдела ЗАГС бюджет Увельского муниципального района не нуждается (т. 1 л.д. 24, 135).

Не согласившись с вышеприведенным решением главы администрации Увельского муниципального района ФИО1 19 января 2021 года Чемерская Г.А. обратилась к нему с заявлением о принятии решения по вопросу выплаты стимулирующей надбавки работникам ЗАГС Увельского муниципального района, которая была выделена из резервного фонда Правительства Российской Федерации (т. 1 л.д.50).

На заявление Чемерской Г.А. администрация Увельского муниципального района сообщила, что для организации работы по осуществлению конвертации и передаче записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния в отделе ЗАГС Увельского муниципального района, на условиях срочных трудовых договоров были привлечены три специалиста. Учитывая, что сроки выполнения конвертации были сокращены, руководителем отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района было принято решение о работе в выходные дни. Работа в выходные дни была оплачена администрацией Увельского муниципального района в соответствии с действующим трудовым законодательством и табелем учета рабочего времени. По итогам проведенной работы, за счет средств федерального бюджета сотрудникам отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, как штатным, так и привлеченным, была произведена выплата премий (т. 1 л.д. 51).

    Не согласившись с принятыми решениями работодателя, выразившимися в отказе в принятии межбюджетного трансфера и, следовательно, выплате стимулирующих выплат, истцы обратились с исками в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 2 и 6 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 2266 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации и г. Байконура, осуществляющим конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния (т. 1 л.д. 25-31).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 3543 – р «О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура» бюджету Челябинской области предоставлен иной межбюджетный трансферт на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации и г. Байконура, осуществляющим конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей (л.д. 32-35).

Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 25 декабря 2020 года № 737- П утверждена Методика распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществляющих конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и правилах их предоставления (далее – Методика) (т. 1 л.д. 36-40).

Согласно п. 3 Методики, распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных образований формируется на основании информации о количестве работников органов ЗАГС муниципального образования, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, с учетом п. 8 Методики и утверждается Постановлением Правительства Челябинской области.

Постановлением Челябинской области от 28 декабря 2020 года № 738-П утверждено распределение в 2020 году межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. На Увельский муниципальный район вышеуказанный межбюджетный трансфер не распределен.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что исходя из буквального содержания и смысла письма Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области от 21 декабря № 2501/1463, главам городских округов и муниципальных районов не предлагалось принимать решения о том выплачивать или не выплачивать работникам отделов ЗАГС выплаты стимулирующего характера из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В письме запрашивалась информация о предоставлении сведений о количестве сотрудников, учувствовавших в конвертации.

Суд полагает возможным согласиться с указанными доводами истцов по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что в 2020 году отделами ЗАГС субъектов Российской Федерации, в том числе отделом ЗАГС администрации Увельского района, была проведена работа по конвертации и передачи записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет, в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

Сообщением Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области до глав городских округов и муниципальных районов Челябинской области доведена информация о предоставлении информации о количестве работников органов ЗАГС муниципального образования, осуществлявших конвертацию и передачу записей в ЕГР ЗАГС (т. 1 л.д. 22, 133).

    Проанализировав Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 2266, Постановление Правительства Челябинской области от 25 декабря 2020 года № 737- П, суд приходит к выводу о том, что данными нормативными правовыми актами регулируются правоотношения по выплате работникам отделов ЗАГС муниципальных образований, в том числе, Челябинской области, выплаты стимулирующего характера, то есть в них содержатся нормы трудового права.

    Как было указано выше, стимулирующие выплаты в силу положений ст. 129 Трудового кодека Российской Федерации, являются частью заработной платы работника.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В письме Государственного комитета по делам ЗАГС не содержится информация о возможности отказа от принятия межбюджетного трансферта, направленного на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам отделов ЗАГС субъектов Российской Федерации, равно как не предусматривалось такой возможности и в вышеприведенных нормативных правовых актах. Единственным условием для направления межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования являлся факт выполнения работниками отделов ЗАГС муниципального образования работы (за исключением временно принятых работников), поименованной в вышеуказанных нормативных правовых актах.

Судом было установлено, что как Уфимцева О.В., так и Чемерская Г.А., являясь постоянными работниками отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, выполняли конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

Указанные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика и подтверждаются табелями учета рабочего времени за 2020 год, распоряжениями о привлечении работников в выходные дни, сведениями о времени снятия и поставки на охрану здания, в котором расположен отдел ЗАГС (т. 1 л.д. 81-94, 222, 223, т. 2 л.д. 1-31).

При этом суд учитывает, что из объяснений истцов следует, что необходимость выхода на работу в выходные дни и сверхурочно была обусловлена выполнением плана конвертации в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района Челябинской области на 2020 год.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.

Согласно расчетным листкам истцов, в декабре 2020 года указанная стимулирующая выплата им не начислена и, соответственно, не выплачена (т. 1 л.д. 80, 197).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для не сообщения работодателем о наличии работников отдела ЗАГС администрации Увельского района, выполнявших работу по конвертации и передаче записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, не имелось.

При этом, выплата истцам премии за 9 месяцев 2020 года произведена на иных основаниях, и поэтому не могла заметь собой предусмотренную законодательством стимулирующую выплату.

Указанное невыполнение работодателем требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привело к нарушению прав истцов на получение заработной платы в полном объеме.

     В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о взыскании с администрации Увельского муниципального района в их пользу недополученную из резервного фонда Правительства Российской Федерации выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

    Определяя размер стимулирующей выплаты, подлежащей выплате истцам, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положений п. 2 ст. 223, п. п. 3, 4, 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление, удержание, перечисление в бюджет НДФЛ с сумм стимулирующих выплат производятся в общем порядке, поскольку единовременное перечисление НДФЛ по итогам работы допускается в отношении любых выплат, которые в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации охватываются понятием заработной платы и входят в систему оплаты труда.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Администрации Увельского муниципального района в пользу истцов указанной выплаты стимулирующего характера в размере 60500 рублей с удержанием из указанной суммы налога на доходы физических лиц.

    При этом, уменьшение размера оплаты труда на сумму страховых взносов, как указано в расчетах ответчика и третьего лица (т. 1 л.д. 219, 220), являются необоснованным, поскольку в силу абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

    Поскольку стимулирующая выплата в виде межбюджетного трансфера в бюджет администрации Увельского муниципального района не поступила, выплата недополученной истцами стимулирующей выплаты будет произведена работодателем за счет собственных средств, следовательно, и уплата страховых взносов будет производиться за счет средств работодателя как плательщика страховых взносов, а не путем удержания страховых взносов из размера стимулирующей выплаты.

    В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Денежная компенсация начисляется на причитающиеся работнику выплаты, то есть на суммы, полученные после удержания НДФЛ (ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для расчета компенсации суд исходит из размера выплаты стимулирующего характера 52 635 рублей из расчета: 60500 * 13%=7865; 60500 -7865 = 52635.

Согласно представленному расчету, истцы указали период, за который просят взыскать компенсацию по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации с 01 января 2021 года по 02 августа 2021 года.

За период с 01.01.2021 по 21.03.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 4,25% расчет следующий: 52635 * 80 * 1/150 * 4.25% = 1193 рубля 06 копеек.

За период с 22.03.2021 по 25.04.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 4,5% расчет следующий: 52635 * 35 * 1/150 * 4.5% = 552 рубля 66 копеек.

За период с 26.04.2021 по 14.06.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 5,00% расчет следующий: 52635 * 50 * 1/150 * 5,00% = 877 рублей 25 копеек.

За период с 15.06.2021 по 25.07.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 5,5% расчет следующий: 52635 * 41 * 1/150 * 5.5% = 791 рубль 28 копеек.

За период с 26.07.2021 по 02.08.2021 по ключевой ставке ЦБ РФ 6,5% расчет следующий: 52635 * 8 * 1/150 * 6.5% = 182 рубля 47 копеек.

Итого: 3596 рублей 72 копейки.

Таким образом, с Администрации Увельского муниципального района в пользу Уфимцевой О.В., Чемерской Г.А. подлежит к взысканию компенсация за задержку выплаты в размере 3596 рублей 72 копейки каждой.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при определении компенсации морального вреда должны учитывается требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Суд считает, что ответчик своими действиями причинил истцам значительные нравственные страдания, поскольку стимулирующая выплата было произведена практически всем сотрудникам отделов ЗАГС муниципальных образований Челябинской области, что поставило истцов в неравное положение по оплате труда за равный труд по сравнению с другими работниками, занятыми на аналогичной работе. Суд, с учетом всех обстоятельств дела, степени нравственных страданий истцов, считает разумным и справедливым взыскание компенсации морального вреда в размере 15000 рублей в пользу каждой.

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным бездействия главы Увельского муниципального района ФИО1, выразившееся в не предоставлении по запросу председателя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области от 21 декабря 2020 года № 2501/1463 сведений о количестве работников отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, осуществлявших конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов рождения детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также о признании незаконными действий главы Увельского муниципального района ФИО1 содержащихся в его письме от 21 декабря 2020 года № 7531 на имя председателя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области в виде отказа от получения межбюджетного трансферта из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление указанных выплат стимулирующего характера в виду того, что сама по себе переписка между главой Увельского муниципального района ФИО1. и председателем Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области, каких либо трудовых прав истцов не нарушает, при этом истцы стороной данной переписки не являются, защита нарушенных прав истцов в данном случае осуществляется путем взыскания с работодателя недополученных выплат стимулирующего характера. При этом основанием для взыскания данных выплат явилось нарушение работодателем норм трудового права, изложенных в вышеприведенных нормативных правовых актах, а не информация, указанная (либо не указанная) главой Увельского муниципального района ФИО1 в письме от 21 декабря 2020 года № 7531 на имя председателя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области.

Поскольку истцы в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации были освобождены от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3763 рубля 87 копеек.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Уфимцевой О.В., Чемерской Г.А. к Администрации Увельского муниципального района о защите трудовых прав, признании действий и бездействия незаконными, взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Увельского муниципального района в пользу Уфимцевой О.В. выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществлявшим конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в размере 60500 рублей с удержанием из указанной суммы налога на доходы физических лиц, компенсацию за задержку выплаты в размере 3596 рублей 72 копейки, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

Взыскать с Администрации Увельского муниципального района в пользу Чемерской Г.А. выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, осуществлявшим конвертацию и передачу записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в том числе записей актов о рождении детей в возрасте от 3 до 18 лет в целях обеспечения дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в размере 60500 рублей с удержанием из указанной суммы налога на доходы физических лиц, компенсацию за задержку выплаты в размере 3596 рублей 72 копейки, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

Взыскать с Администрации Увельского муниципального района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3763 рубля 87 копеек.

В остальной части в удовлетворении требований Уфимцевой О.В., Чемерской Г.А. к Администрации Увельского муниципального района – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                  А.П. Гафарова

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года.

2-504/2021 ~ М-361/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Уфимцева Оксана Владимировна
Чемерская Галина Алекссеевна
Ответчики
Администрация Увельского муниципального района Челябинской области
Другие
Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области
Уфимцев Вячеслав Владимирович
Суд
Увельский районный суд Челябинской области
Судья
Гафарова А.П.
Дело на сайте суда
uvel--chel.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.06.2021Предварительное судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее