РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 26 февраля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре Умаровой А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Аветисова А --- С-- к администрации города Ставрополя о признании действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в распределении земельного участка по ул. --- незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Аветисов А.С. обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя о признании действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в распределении земельного участка по --- незаконными, обосновав свои требования тем, что протоколом № 10 от 25.09.2012 г. заседания комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, ему, как участнику боевых действий, было отказано в распределении земельного участка по ---ссылаясь на Закон Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» и постановлением администрации г. Ставрополя от 22.05.2012 № 1386 о необходимости представления документов о нуждаемости в жилом помещении. Поскольку право на получение земельного участка в собственность бесплатно возникло у него до вступления нового закона в силу и признания утратившим силу Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз в части оснований бесплатного предоставления земельных участков военнослужащим, следовательно нормы Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз на истца не распространяются, а его право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства подлежит реализации. Следовательно, решение администрации города Ставрополя в отказе предоставления ему земельного участка в собственность основано на неподлежащих применению нормах законодательства, чем нарушены его законные права и интересы.
В суд не явился истец Аветисов А.С. по неизвестной суду причине.
Представитель администрации города Ставрополя Лянгузова С.Н., действующая на основании доверенности от --- г. за № ---, исковые требования не признала и просила суд в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материал дела, приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Судом установлено, что Аветисов А.С. является военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, указанный статус он получил в связи с тем, что принимал участие в боевых действиях в составе Ограниченного контингента Советских Войск в республике Афганистан, согласно выданных ему удостоверения ветерана боевых действий серия А – 582050.
04 июня 2008 г. Аветисов А.С. написал заявление в Администрацию г. Ставрополя о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На момент обращения истца в администрацию г. Ставрополя действовал Закон Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» (далее: Закон № 28-кз).
В силу ст. 18 Закона № 28-кз земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в установленных Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства – военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Аветисов А.С. как указано выше, является военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях и в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» истец относится к указанной категории граждан.
Действовавшими в 2008 году нормативными правовыми актами обязанность предоставления документов, подтверждающих признание нуждающимся в жилом помещении на истца не возлагалась.
Протоколом № 10 от 25.09.2012 г. заседания комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, истцу как участнику боевых действий было отказано в распределении земельного участка по -----), ссылаясь на Закон Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» и постановлением администрации г. Ставрополя от 22.05.2012 № 1386 о необходимости представления документов о нуждаемости в жилом помещении.
Действительно, Закон № 28-кз от 01.08.2003 г. утратил силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 17.12.2010 г. № 102-кз «О внесении изменений в закон Ставропольского края» «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края».
Статьей 12 Закона № 21-кз от 12.04.2010 г. также установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков для ИЖС в том числе ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с федеральным законодательством, уволенным по основаниям, дающим право на пенсию. При этом возможность предоставления земельного участка указанной категории лиц поставлена в зависимость от следующих условий: признание нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Жилищным кодексом РФ и проживание в населенных пунктах не менее 3 лет.
Однако, Закон № 21-кз от 12.04.2010 г. не имеет указания на распространение действия его норм на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Придание тем или иным законам обратной силы, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией РФ - вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 г. № 504-О-О).
Статья 25 Закона № 21-кз от 12.04.2010 г. не имеет указания на распространение действия его норм на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно п. 2 ст. 28, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса определен порядок предоставления гражданам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и администрация города Ставрополя обязана действовать и принимать все меры по реализации законных прав граждан, а именно предоставлять в собственность земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по заявлениям от граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательством.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, у администрации г. Ставрополя не имеется правовых оснований для отказа в предоставлении Аветисову А.С. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии с абз.3 ч. 1 ст. 12 ГК РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного суд считает, что решение и действия администрации города Ставрополя противоречат нормам действующего законодательства и нарушают законные права и интересы истца. Доказательств законности своего решения и действий администрация города не представила.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ---- ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ – ░-- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ---- ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░—░- ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ---░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░