Дело № 7-98(1)
Судья: Климова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
12 августа 2020 г. г. Тамбов
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев протест и.о. прокурора города Моршанска Тамбовской области на постановление судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 3 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ИП Васильевой Татьяны Дмитриевны,
у с т а н о в и л:
30 апреля 2020 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах Матырской Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с которым, при осуществлении рейдовых мероприятий территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах Тамбовской области совместно с представителем администрации города Моршанска Тамбовской области, в отношении ИП Васильевой Т.Д. обнаружено следующее:
29.04.2020 года в работающем режиме функционировал магазин «Строй-СИТИ», расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул. Зеленая.
В ходе рейдовых мероприятий выявлены нарушения санитарнопротивоэпидемического режима, а именно:
отсутствует запас масок у двух продавцов;
отсутствует журнал регистрации температуры продавцов;
отсутствуют дезинфицирующие средства, для обработки поверхностей с наиболее интенсивным контактом рук потребителей;
отсутствуют дезинфицирующие средства для мытья пола.
29.04.2020 года в работающем режиме функционировал магазин «Строй- СИТИ», расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул. Пассажирская, д. 77.
В ходе рейдовых мероприятий выявлены нарушения санитарнопротивоэпидемического режима, а именно:
отсутствует журнал регистрации температуры продавцов,
отсутствуют дезинфицирующие средства для мытья пола.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является индивидуальный предприниматель Васильева Т.Д.
Постановлением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 3 июля 2020 года ИП Васильева Татьяна Дмитриевна привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, и.о. прокурора города Моршанска Тамбовской области принесен протест, в котором содержится требование об отмене постановления. Указано, что в ходе проверки доводов обращения ИП Васильевой Т.Д. было установлено, что 31.03.2020 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах совместно с сотрудниками администрации г.Моршанска Тамбовской области и МОМВД России «Моршанский» уже проводились мониторинговые обследования на принадлежащем ИП торговом объекте, расположенном по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул. Зеленая, по результатам которых были выявлены нарушения, при этом Васильевой Т.Д. было указано на необходимость их устранения. После этого 29.04.2020 совместно с администрацией г.Моршанска проведены снова мониторинговые мероприятия в отношении того же индивидуального предпринимателя, что запрещено действующим законодательством. Таким образом, прокуратурой города при изучении направленного в суд материала проверки в отношении ИП Васильевой Т.Д. было установлено, что 29.04.2020 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах проведено не повторное мониторинговое обследование в рамках выяснения вопроса соблюдения обязательных требований, а полноценная проверка, порядок проведения которой регламентирован Федеральным законом № 294-ФЗ, что исключает тем самым проведение мониторингового обследования, на которое ссылается территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах. Данное нарушение повлекло в свою очередь вынесение оспариваемого постановления судьи. Просит отменить постановление судьи ввиду его вынесения с существенным нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ИП Васильевой Т.Д. – Васильева Г.П., поддержавшего представление прокурора, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Матырскую Л.В., проанализировав доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложены, в том числе обязанности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 года на Втором совещании Комитета по чрезвычайным ситуациям, созванной генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Как следует из постановления Правительства РФ от 31 января 2020 года № 55 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV), как представляющая опасность для окружающих.
Постановлением администрации Тамбовской области №193 от 17 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» на территории Тамбовской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности с установлением регионального уровня реагирования.
Кроме того, вышеуказанным постановлением администрации Тамбовской области в п. 5. постановлено обязать всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих заявленные виды экономической деятельности на территории Тамбовской области:
5.1. обеспечить:
5.1.1. возможность обработки рук работниками организации (предприятия) при входе в организацию (предприятие) и в течение рабочего дня (по показаниям) кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
5.1.2. контроль температуры тела работников при входе работников в организацию (предприятие) и в течение рабочего дня на рабочих местах (по показаниям), с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания и последующим контролем вызова работником врача на дом;
… 5.1.6. качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов, стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнат приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнат и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа;
5.1.7. наличие в организации (предприятии) не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы).
Пунктом 19 Постановления администрации Тамбовской области №233 от 26 марта 2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действующей по состоянию на 29.04.2020) организациям, осуществляющим деятельность, которая не приостановлена в соответствии с указами от 25.03.2020 № 206, 02.04.2020 № 239, 28.04.2020 № 294, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 762-р, распоряжением администрации области от 28.03.2020 № 170-р «Об утверждении перечня системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Тамбовской области», организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим производство и (или) реализацию непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении N 1, а также организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность, указанную в приложении N 3, в целях реализации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) осуществлять свою деятельность при условии принятия дополнительных санитарных мер в соответствии с предписаниями и рекомендациями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, в том числе ежедневного бесконтактного измерения температуры тела работников, регулярного протирания дезинфицирующим раствором поверхностей с наиболее интенсивным контактом рук, соблюдения дистанции между работниками не менее 1,5 метров, недопущения к работе лиц, имеющих признаки респираторных заболеваний, с повышенной температурой тела и обеспечения минимальной необходимой численности работников.
Пунктом 19.1. вышеуказанного постановления организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность в сфере торговли:
обеспечить выполнение санитарных мер в соответствии с предписаниями и рекомендациями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, в том числе регулярно протирать дезинфицирующим раствором поверхности с наиболее интенсивным контактом рук потребителей (ручки тележек, дверные ручки, платежные терминалы и т. д.);
организовать работу по минимизации очередей и скоплений покупателей, постоянно предупреждать покупателей о необходимости соблюдения дистанции не менее 1,5 метров друг от друга;
усилить работу с персоналом в целях выполнения указанных мер, а также в целях недопущения к работе лиц, имеющих признаки респираторных заболеваний, с повышенной температурой тела и прибывших в течение последних 14 дней с территорий иностранных государств.
В соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 06.04.2020 №39-сл должностным лицам Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области поручено начиная с 06 апреля 2020 года и до особого распоряжения, организовать проведение мониторинговых мероприятий в отношении организаций (предприятий, учреждений, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), а также индивидуальных предпринимателей, по контролю за проведением со стороны указанных организаций (ЮЛ, ИП) санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Тамбовской области.
Как видно из материалов дела, и это правильно установлено судьей районного суда, Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области 29 апреля 2020 года около 13 час. 15 мин. проведено рейдовое обследование (мониторинговое мероприятие) магазина «Строй-СИТИ», расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Зеленая, д. 39, функционирующего в работающем режиме, в котором выявлены нарушения санитарно-противоэпидемического режима, а именно: отсутствует запас масок у двух продавцов; отсутствует журнал регистрации температуры продавцов; отсутствуют дезинфицирующие средства, для обработки поверхностей с наиболее интенсивным контактом рук потребителей; отсутствуют дезинфицирующие средства для мытья пола.
Также, 29 апреля 2020 года около 14 часов 15 минут проведено рейдовое обследование (мониторинговое мероприятие) магазина «Строй-СИТИ», расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул. Пассажирская, д. 77, функционирующего в работающем режиме, в котором выявлены следующие нарушения санитарно-противоэпидемического режима: отсутствует журнал регистрации температуры продавцов, отсутствуют дезинфицирующие средства для мытья пола.
В данных магазинах осуществляет торговую деятельность индивидуальный предприниматель Васильева Татьяна Дмитриевна.
Таким образом, как правильно установил должностное лицо и судья районного суда, ответственным за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в магазинах «Строй-СИТИ» является ИП Васильева Т.Д.
Указанные нарушения свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем нарушены ст. 2, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты *** 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65, п. 5 постановления администрации Тамбовской области №193 от 17 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19», п. 19, 19.1, Постановления администрации Тамбовской области №233 от 26 марта 2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Приведенные нарушения объективно подтверждены материалами дела, оценены судом и не оспариваются самой Васильевой Т.Д. и ее защитником Васильевым Г.П.
Вина ИП Васильевой Т.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, объективно доказана материалами дела и на ее отсутствие не ссылается и прокурор в своем представлении.
Оценивая доводы представления относительно незаконности проведения мониторингового мероприятия в магазинах ИП Васильевой Т.Д., прихожу к выводу об их несостоятельности.
Как указано выше, мониторинговое мероприятие в магазинах ИП Васильевой Т.Д. 29.04.2020 года проведено на основании требований приказа Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 06.04.2020 № 39-сл «О контроле за реализацией Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»; от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»; от 03.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019»; от 30.05.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
Названным приказом прямо предусмотрено начиная с 06 апреля 2020 года и до особого распоряжения, организовать проведение мониторинговых мероприятий в отношении организаций, в также индивидуальных предпринимателей, по контролю за проведением со стороны указанных организаций (ЮЛ, ИП) санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Тамбовской области.
Таким образом, 29.04.2020 в магазинах, принадлежащих ИП Васильевой Т.Д., проведено сотрудниками Управления Роспотребнадзора именно мониторинговое мероприятие. Внеплановая или иная проверка в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводилась.
С учетом того, что законом не предусмотрено ограничения количества проводимых уполномоченными лицами мониторинговых мероприятий довод о том, что проведенное мониторинговое мероприятие 31.03.2020 исключает проведение мониторингового мероприятия 29.04.2020, является не состоятельным.
Кроме того, предметом мониторингового мероприятия, проведенного 31.03.2020, проверялись магазины ИП Васильевой Т.Д., осуществляющие торговую деятельность товаров, входящих в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 №762-р; Постановление администрации Тамбовской области от 28.03.2020 №243 «О внесении изменений в постановление администрации области от 26.03.2020 №233 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тамбовской области).
Предметом же мониторингового мероприятия, проведенного 29.04.2020, как указано выше являлось соблюдение в магазинах требований санитарно-противоэпидемического режима на основании нормативного правового регулирования, приведенного выше.
Поэтому мониторинговое мероприятие, осуществленное 29.04.2020 работниками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах Тамбовской области совместно с представителем администрации города Моршанска Тамбовской области, проведено на законных основаниях.
Таким образом, довод представления и.о. прокурора г. Моршанска о нарушении территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах Тамбовской области требований Федерального закона № 294-ФЗ в части порядка проведения внеплановой проверки 29.04.2020, несостоятелен.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения ИП Васильевой Т.Д. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья районного суда учел фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, а также отсутствие смягчающих вину обстоятельств и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Оснований для применения в данном деле положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
Представление не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления по делу об административном правонарушении.
Существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления судьи районного суда в ходе производства по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
постановление судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 3 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Васильевой Татьяны Дмитриевны оставить без изменения, протест и.о. прокурора города Моршанска Тамбовской области - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Курохтин