Судья Д.В.Ю. Дело <данные изъяты>
Уникальный идентификатор дела
50RS0048-01-2021-002197-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.И., Коваленко Т.П.,
при секретаре Сегрэ Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2021 г. апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 26 марта 2021 г. по делу по иску Б.А.М. к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Б.А.М. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи, указав, что является матерью троих несовершеннолетних детей, которые совместно с ней и ее супругом проживают на территории Московской области. 02.02.2021 г. через портал государственных и муниципальных услуг Московской области она обратилась к ответчику с заявлением в выдаче удостоверения многодетной семьи, однако получила отказ по причине отсутствия регистрации супруга на территории Московской области. С решением об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем просила суд обязать ответчика выдать удостоверение многодетной семьи.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 26 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать Б.А.М. удостоверение многодетной семьи, указав членами семьи: Б.С.А., БР.С., Б.Н.С., Ч.А.В.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая ее надлежащее извещение и заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, что Б.А.М. состоит в браке с Б.С.А. с <данные изъяты>
В браке родились БР.С., <данные изъяты> г.р., Б.Н.С., <данные изъяты> г.р.
Кроме того, с Б.А.М. и Б.С.А. проживает сын Б.А.М. – Ч.А.В., <данные изъяты> г.р., родившийся в браке истца с Ч.В.К., который расторгнут решением мирового судьи судебного участка № 257 Химкинского судебного района Московской области.
02.02.2021 г. через портал государственных и муниципальных услуг Московской области Б.А.М. обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, в удовлетворении которого решением № 37135 от 03.02.2021 г. отказано ввиду отсутствия у супруга регистрации по месту жительства в Московской области.
В силу статьи 1 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» действие настоящего Закона распространяется, в том числе на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, статьи 20.12.
Согласно статье 2 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетной семьей признаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании сведений о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца), размещенных в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения, или на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, а также ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (ч. 4 ст. 21 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»).
Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017г. № 1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно п. 3 которого удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.
Согласно абзацу 3 пункта 17 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи (в редакции на момент подачи заявления) основанием для отказа в выдаче удостоверения или о внесении изменений в удостоверение является отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» предусмотрено, что местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичное понятие места жительства приведено в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации».
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, из взаимной связи положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства является лишь одним из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства судом на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Судом установлено, что Б.А.М., БР.С., <данные изъяты> г.р., Б.Н.С., <данные изъяты> г.р., зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>.
Супруг Б.С.А. зарегистрирован в г. Москве.
Согласно справке управляющей компании ООО «СТРОЙЭКС» проживает по адресу: <данные изъяты>.
Сын Ч.А.В., <данные изъяты><данные изъяты> г.р., согласно справке ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова № 19-24377 от 04.09.2019 г., обучается по договору об образовании за счет средств физического или юридического лица по очной форме обучения.
Из копии паспорта Ч.А.В. следует, что он зарегистрирован по месту жительства в г. Видное Московской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд на основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств пришел к обоснованному выводу о том, что истец совместно с членами семьи имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетной семьи, поскольку вся семья фактически проживает на территории Московской области.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении положений действующего законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Факт проживания всей семьи на территории Московской области установлен судом на основании совокупности представленных в дело доказательств, в том числе справки управляющей компенсации ООО «СТРОЙЭКС», и судом сделан правильный вывод, что данная семья имеет право на получение удостоверения многодетной семьи в соответствии с требованиями Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что получение мер социальной поддержки в Московской области находится в прямой зависимости от наличия у граждан, заявивших о праве на их получение, регистрации по месту жительства в Московской области, является необоснованным и противоречит положениям приведенных выше нормативных правовых актов регионального и федерального уровня, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 26 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи