Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-568/2023 ~ М-150/2023 от 03.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02.05.2023                         с.Красный Яр Самарской области

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Акинцева В.А.,

с участием представителя административного истца Кузнецова А.П.,

представителя заинтересованного лица Саченко М.С.,

при секретаре Волгушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-568/2023 по административному иску Пантелеевой ФИО7 к межрайонному отделу по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по С/о об оспаривании решения органа государственной власти,

установил:

В Красноярский районный суд Самарской области обратилась Пантелеева Л.И. с административным исковым заявлением к межрайонному отделу по Красноярскому, <адрес>м Управления Росреестра по С/о об оспаривании решения органа государственной власти. Просила признать незаконным отказ межрайонного отдела по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по С/о от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-39161001/3, обязать ответчика возобновить рассмотрение ее заявления о внесении изменения в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка с к.н. , расположенного: <адрес>, на «магазины», ссылаясь на следующее.

Истице на праве собственности на основании распоряжения КУМС м.р.Краснорский С/о №804 от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с к.н. расположенного: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : для ведения садоводства. Ее участок, согласно информации администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский от ДД.ММ.ГГГГ, находится в зоне Сх3 «зона огородничества и садоводства», которая предназначена для обеспечения правовых условий формирования территории, используемых для в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметоров разрешенного использвоания земельных участок и объектов капитального строительтсва, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Решением Собрания представителей с.п.Светлое Поле издано от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки поселения, которыми регламент территориальной зоны Сх3 дополнен условно разрешенным видом использования: магазины.

Постановлением Главы с.п.Светлое Поле от ДД.ММ.ГГГГ истице предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования ее земельного участка с «для ведения садоводства» на «под размещение магазина». Постановление вступило с силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о внесении сведений в ЕГРН в части вида разрешенного использования ее земельного участка на «Магазины».

ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в государственном кадастром учете в связи с несоответствием ее требований положениям п.24 ст.54 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ ) о недопустимости изменения видов разрешенного использования отдельных садовых и огородных участков.

Истица полагает, что причина отказа незаконна, не имеет под собой оснований, поскольку вид разрешенного использования ее земельного участка изменен до издания ФЗ .

В судебном заседании представитель административного истца поддержал свои исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - межрайонного отдела по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по С/о в судебное заседание не явился.

Представители заинтересованных лиц – ФГБУ ФКП Росреестра по С/о и администрации с.п.Светлое Поле вс судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица – СНТ «Сокские Зори» в судебном заседании поддержал исковые требования Пантелеевой Л.И., поскольку магазин истицы необходим членам товарищества для приобретения товаров первой необходимости.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по С/о представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без их участия, в иске отказать в связи с необоснованностью. Отказ ответчика основан на нормах ФЗ №217 и ЗК РФ, действующих на момент обращения истицы для внесения сведений в ЕГРН.

Выслушав выступления представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 227 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, подлежат удовлетворению, при условии несоответствия данного решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Истице на праве собственности на основании распоряжения КУМС м.р.Краснорский С/о №804 от 22.10.2010 на праве собственности принадлежит земельный участок с к.н. расположенного: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства.

Ее участок, согласно информации администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский от 07.09.2022, находится в зоне Сх3 «зона огородничества и садоводства», которая предназначена для обеспечения правовых условий формирования территории, используемых для в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участок и объектов капитального строительства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Решением Собрания представителей с.п.Светлое Поле издано от 09.08.2016 №29 внесены изменения в Правила землепользования и застройки поселения, которыми регламент территориальной зоны Сх3 дополнен условно разрешенным видом использования: магазины.

Постановлением Главы с.п.Светлое Поле от 07.12.2016 №157 истице предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования ее земельного участка с «для ведения садоводства» на «под размещение магазина». Постановление вступило с силу 10.12.2016.

07.09.2022 истица обратилась к ответчику с заявлением о внесении сведений в ЕГРН в части вида разрешенного использования ее земельного участка на «Магазины».

14.09.2022 по ее заявлению ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

14.12.2022 ответчик отказал истице в государственном кадастром учете в связи с несоответствием ее требований положениям п.24 ст.54 ФЗ РФ от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №217) о недопустимости изменения видов разрешенного использования отдельных садовых и огородных участков.

Изложенные в обжалуемом распоряжении обстоятельства, послужившие основанием к отказу в предоставления земельного участка, проверялись судом, и нашли своего подтверждения в материалах дела. При этом суд исходит из следующего.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.

Равным образом, согласно ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания того обстоятельства, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый).

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.Таким образом, ЗК РФ допускает нахождение на землях сельхозназначения лишь нестационарных торговых объектов, используемых КФХ.

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункты 1 и 4).

ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 ФЗ от 24 июля 2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 ФЗ от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует и из части 6 статьи 79 ЗК РФ; пункта 24 статьи 54 ФЗ №217.

Согласно п.24 ст.54 ФЗ №217 изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

Земельный участок истицы с кадастровым номером 63:26:1802008:353 в границы населенного пункта не включен, находится в территориальной зоне Сх3: «Зона огородничества и садоводства».

Основным доводом стороны истца является отсутствие оснований применения к спорной ситуации положений ФЗ №217, принятым после предоставления истице земельного участка и издания постановления администрации с.п.Светлое Поле 07.12.2016 №157, которым истице предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования ее земельного участка с «для ведения садоводства» на «под размещение магазина».

При этом, согласно ст.1 ФЗ от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего на дату издания постановления от 07.12.2016, садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Часть 1 статьи 19 ФЗ от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает права член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе, осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке.

Право строительства магазинов на садовых участках не предусмотрено.

Таким образом, действующее на момент изменения разрешенного вида использования земельного участка истицы законодательство также не предусматривало использование садовых и дачных участков под магазины.

Следовательно, отказ межрайонного отдела по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по С/о от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-39161001/3 основан на законе и на обстоятельствах, установленных в ходе работы ответчика по заявлению истца.

Учитывая изложенное, суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению заявленные истцом исковые требования о признании незаконным отказ межрайонного отдела по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по С/о от 14.12.2022 №КУВД-001/2022-39161001/3.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░/░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.05.2023.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

2а-568/2023 ~ М-150/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пантелеева Л.И.
Ответчики
МО по Красноярскому, Елховскому районам Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
СНТ "Сокские Зори"
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Акинцев В.А.
Дело на сайте суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация административного искового заявления
03.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Подготовка дела (собеседование)
02.03.2023Рассмотрение дела начато с начала
30.03.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее