Судья Лебедев Е.В. Дело № 33а-2531/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю.,
при помощнике судьи Жуковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 17 февраля 2021 года апелляционную жалобу Патрикеева Н. А. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Домодедово Московской области к Патрикееву Н. А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, налога на доходы физических лиц за 2017 год, пени,
у с т а н о в и л а :
Административный истец ИФНС России по г. Домодедово Московской области обратился в суд с административным иском к административному ответчику Патрикееву Н.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере <данные изъяты>., налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему в размере <данные изъяты>.
Административный ответчик Патрикеев Н.А. административный иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 11.09.2020 административный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Патрикеев Н.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в ч. 2 НК РФ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
При этом, учитывая положения подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, указанные лица, уплачивающие налог на доходы физических лиц, определяют размер страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 434 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Разбирательством по административному делу установлено, что Патрикеев Н.А. с 17.11.1999 по настоящее время является членом адвокатской палаты Московской области, следовательно, как адвокат, являлся плательщиком страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Патрикееву Н.А. направлялись налоговые уведомления <данные изъяты> на уплату налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> на уплату налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> на уплату налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> на уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 50-53); требования <данные изъяты> по состоянию на 17.12.2018 о взыскании налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб., <данные изъяты> по состоянию на 04.09.2017 о взыскании налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб., пони по нему в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> по состоянию на 29.11.2018 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени по ним в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб., <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., где было предложено уплатить добровольно задолженности и пени, что в установленный срок административный ответчик в полном объеме не исполнил, суммы недоимки и пени не уплачены.
Административный ответчик являлся адвокатом, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432, ст. 430 НК РФ он являлся плательщиком страховых взносов, и сам должен был рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Административным истцом доказано обстоятельство направления административному ответчику налоговых требований об уплате налоговой задолженности и страховых взносов, что подтверждается копией списков почтового отправления заказных писем №<данные изъяты>, <данные изъяты> с отметкой почтового отделения связи о принятии 06.10.2017 и 26.12.2018 почтовой корреспонденции (л.д. 26,33), которые считаются полученным административным ответчиком по истечении шести дней с даты его направления.
Поскольку обязанность рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование лежит на административном ответчике, а все реквизиты для оплаты страховых взносов находились в открытом доступе на официальном сайте налогового органа, то налоговый орган не несет ответственность, освобождающую административного ответчика от уплаты страховых взносов и пени.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ на неоплаченную часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерно была начислена пеня, расчет которой был проверен судом и не оспаривался административным ответчиком.
Административному ответчику направлялись требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по ним, а доказательств погашения полной задолженности по ним не представлено; заявленный к взысканию размер пени не опровергнут, и оснований для несогласия с правильностью представленного налоговым органом расчета задолженности не имеется, расчет пени, период ее начисления судом проверены и признаны арифметически верными.
В соответствии с п. 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ на административном ответчике лежит обязанность представлять в налоговый орган налоговую декларацию на доходы физических лиц.
13.04.2018 административным ответчиков в налоговый орган была представлена некорректно заполненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 год. Разъяснение налогового органа о необходимости подачи уточненной налоговой декларации административным ответчиком исполнено не было.
При таком положении дела суд правомерно взыскал с административного ответчика налог на НДФЛ за 2017 год в размере, рассчитанном налоговым органом на основании сведений представленной налоговой декларации, за вычетом произведенного административным ответчиком платежа в размере <данные изъяты> руб., который составил <данные изъяты> руб.
Произведенные административным ответчиком платежи были зачтены налоговым органом в счет погашения имеющейся задолженности и были отражены в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика в счет оплаты налогов за 2017-2018 годы.
Так, платеж в размере <данные изъяты> руб. по квитанции от 25.04.19 был зачтен в счет оплаты НДФЛ за 2017 год (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб.).
Платеж в размере <данные изъяты> руб. по квитанции от 16.12.2019 был зачтен в счет оплаты НДФЛ за 2018 год.
Платеж в размере <данные изъяты> руб. по квитанции от 10.10.2019 в соответствии с указанием в квитанции КБК 18<данные изъяты> был зачтен в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы.
Платеж в размере <данные изъяты> руб. по квитанции от 01.03.2018 в соответствии с указанием в квитанции назначения платежа и КБК был зачтен в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.
Платеж в размере <данные изъяты> руб. по квитанции от 01.03.20 18 в соответствии с указанием в квитанции назначения платежа и КБК был зачтен в счет оплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год.
Уточненные исковые требования были заявлены налоговым органом с учетом произведенных административным ответчиком платежей.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на 22.10.2018 был установлен срок оплаты пени по страховым взносам до 01.11.2018, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 01.05.2019.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на 29.11.2018 был установлен срок оплаты страховых взносов и пени по ним до 11.12.2018, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 11.06.2019.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на 17.12.2018 был установлен срок оплаты НДФЛ, страховых взносов и пени по ним до 27.12.2018, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 27.06.2019.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на 04.09.2017 был установлен срок оплаты НДФЛ, страховых взносов и пени по ним до 22.09.2017, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 22.03.2018.
Судебный приказ на взыскание заявленных по настоящему административному делу пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ за 2017 год и пени по нему был выдан 20.09.2019, следовательно, заявление на выдачу судебного приказа было подано в установленный срок.
Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 193 Домодедовского судебного района Московской области от 09.12.2019, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 09.06.2020.
Административный иск был подан в суд 21.05.2020, то есть, в установленный срок.
Поскольку налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, при этом была явно выражена его воля на взыскание с административного ответчика в принудительном порядке страховых взносов, НДФЛ за 2017 год и пени по ним; поскольку взыскание с административного ответчика указанной задолженности пришлось на переходный период, связанный с изменением законодательства, установкой в налоговых органах нового программного обеспечения; поскольку налоговому органу потребовалось дополнительное время для выполнения требований ч. 3 ст. 123.3, ч. 7 ст. 125 КАС РФ, то пропущенный налоговым органом незначительный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа на взыскание указанной задолженности подлежит восстановлению, как пропущенный по уважительным причинам.
Кроме того, он фактически уже был восстановлен мировым судьей при выдаче судебного приказа, поскольку заявление о выдаче судебного приказа в этой части не было возвращено налоговому органу на основании ст. 123.4 КАС РФ.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Патрикеева Н. А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи