73RS0021-01-2023-000619-72
дело 2а-1-47/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абрамова Е.В. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, главе администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Самаркину М.Н. об оспаривании отказа в представлении земельного участка за плату без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
Абрамов Е.В. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, главе администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Самаркину М.Н. об оспаривании отказа в представлении земельного участка за плату без проведения торгов.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ он владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, участок находится в 100 м на северо-запад от границы населенного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о представлении данного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Постановлением главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ ему в представлении земельного участка в собственность отказано.
Данный отказ нарушает его права, в связи, с чем просит признать данное постановление главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать административных ответчиков устранить нарушение его прав.
Административный истец Абрамов Е.В., его представитель Дунаев М.В., участвующий в деле по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в административном иске.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Золотов О.Н. просил в удовлетворении административного искового заявления Абрамова Е.В. отказать. В возражении на иск и в судебном заседании указал, что в рамках муниципального контроля было проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, по результатам которого установлено, что указанный земельный участок не используется в соответствии с видом разрешенного использования, земельный участок зарастает деревьями, а на свободной от зарастания деревьями территории наблюдаются сорные растения, не являющиеся сельскохозяйственными культурами. ДД.ММ.ГГГГ от Абрамова Е.В. поступило уведомление на использование данного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 25 Лесного кодекса РФ.
Глава администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Самаркин М.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оно нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (п.п.2 п.1 ст. 39.1).
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ установлено право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу п.5 ст. 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения поступившего заявления о предоставлении земельного участка и проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган совершает одно из предписанных действий. В том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, с указанием в решении всех оснований отказа.
Согласно п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ между Абрамовым Е.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок находится в 100 м на северо-запад от границы населенного пункта, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; на срок 5 лет (л.д. 57-59).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в соответствии с п. 9 ст. 39.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 336-ФЗ, а именно, в связи с истечением трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Постановлением главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ ему в представлении земельного участка в собственность Абрамову Е.В. отказано, в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (л.д. 7-8).
Анализ указанных норм права и представленных материалов позволяет сделать вывод о том, что Постановление главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Абрамову Е.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № за плату без проведения торгов, является законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, вид разрешенного использования спорного земельного участка: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 9-12).
Согласно п. 4.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Соблюдать при использовании земельного участка требования экологических, санитарно – гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Выполнять работы по восстановлению арендуемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ от Абрамова Е.В. в адрес административного ответчика поступило уведомление на использование данного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 25 Лесного кодекса РФ (заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений), а именно: для сбора трав, а также сосновых/еловых почек/шишек в целях их последующей переработки в сухие добавки для чайных напитков и реализации на разрешенных маркетплейсах в Российской Федерации (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области на указанное уведомление был дан ответ, в соответствии с которым Абрамову Е.В. дано согласие на использование, охрану, защиту лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами на земельных участках собственником которых является МО «Сенгилеевский район», в том числе на земельный участок с кадастровым номером №л.д. 37).
В силу части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Видами использования лесов в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 25 ЛК РФ являются заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 73:14:010101:589, в ходе которого установлено, что земельный участок для сельскохозяйственной деятельности не используется. Зарос деревьями, в основном соснами, на свободной от зарастания деревьями территории наблюдаются сорные растения, не являющиеся сельскохозяйственными культурами. Следы вырубки деревьев и кустов, механической обработки почвы, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных отсутствуют (л.д. 29-32).
По смыслу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункту 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ арендатор имеет право выкупить без торгов земельный участок сельскохозяйственного назначения только при наличии следующих условий: арендатор пользуется земельным участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло более трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о выкупе подано до истечения срока действия договора.
В соответствии с указанной нормой закона, одним из условий продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является его предоставление в аренду исключительно для ведения сельскохозяйственного производства.
Конструкция приведенных норм закона в их системном единстве предполагает, что правом на выкуп земельного участка в порядке статьи 39.3 ЗК РФ (без проведения торгов) обладают лишь добросовестные землепользователи, использующие предоставленные им земельные участки исключительно по целевому назначению. При этом бремя доказывания наличия исключительных обстоятельств для выкупа вне процедуры проведения торгов возложено на лицо, заявляющее о желании приобрести земельный участок, а не на орган местного самоуправления.
Истцом не представлено достоверных доказательств использования земельного участка по целевому назначению – для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков, определяющие их правовой режим и служащие одной из основных характеристик данных участков, непосредственно влияют на объем прав их собственников, а также других категорий землепользователей и обязательны к исполнению (абзац 7 статьи 42, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Как следует из подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, приведенные нормы права обязывают как собственников земельных участков, так и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать по целевому назначению земельный участок.
Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено и доказательств обратного не представлено, что цель предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка не достигнута, земельный участок не используется в сельскохозяйственном производстве, обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от загрязнения, сохранности почв и плодородий, не проводятся; участок зарос кустарниковой растительностью и деревьями.
При этом суд принимает во внимание, что административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом с уведомлением об изменении использования земельного участка в соответствии с Лесным кодексом (заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений).
Доводы административного истца, что в летний период на указанном выше земельном участке размещалась пасека, суд считает несостоятельными, они опровергаются письменными материалами дела, доказательств, подтверждающих данный факт, суду не представлено.
Тот факт, что административным истцом на земельном участке была убрана несанкционированная свалка отходов, не является доказательством использования земельного участка по его назначению.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, в том числе, что по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду для указанных целей, суд приходит к выводу об отсутствии у административного истца права получения испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов и об отсутствии оснований для признания незаконным постановления главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 06.10.2023.
Таким образом, оценивая изложенные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Абрамову Е.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Абрамову Е.В. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, главе администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Самаркину М.Н. об оспаривании отказа в представлении земельного участка за плату без проведения торгов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горбачева Т.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2024.