Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5871/2015 ~ М-5080/2015 от 12.10.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2015г.       г.о. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Маликовой Т.А.

при секретаре                          Старостиной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5871/15 по административному исковому заявлению Д. к ИФНС России по Кировскому району г.о.Самара о признании решения, принятого административным ответчиком, незаконным в части,

УСТАНОВИЛ:

Д. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ. ею было направлено в ИФНС России по Кировскому району письмо с просьбой зачесть платежи, совершенные ДД.ММ.ГГГГ., на сумму ***РУБ.., ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. ДД.ММ.ГГГГ. - на сумму ***РУБ.., ДД.ММ.ГГГГ. - на сумму ***РУБ.. в счет уплаты налога на имущество физических лиц по объекту : Жилой дом по адресу: <адрес> за 2011-2012г.г. Решением ИФНС России по Кировскому району от ДД.ММ.ГГГГ., копия которого была ей вручена только ДД.ММ.ГГГГ., ей было отказано со ссылкой на п.5 ст.78 НК РФ (зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно).

Считает решение неправомерным, поскольку ИФНС России по Кировскому району произвела зачет целевого платежа в счет недоимки, срок принудительного взыскания которого прошел. Считает, что в случае пропуска срока налоговые органы не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности. Если сроки для взыскания недоимки истекли, то налоговики вправе взыскать с налогоплательщика спорную задолженность при наличии судебного акта. Однако ИФНС России по Кировскому району г.Самара за взысканием задолженности за 2009г. в судебном порядке не обращались.

Кроме того, на основании п.10 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более, чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога, на основании ст.409 НК РФ, налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Считает, что платежи от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. необходимо зачесть в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г., поскольку: платеж от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. совершен до срока уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г. - ДД.ММ.ГГГГ.; платежи от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. и от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., т.к. в платежной квитанции в поле 106 основанием значится ЗД (добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов от налогового органа).

Платеж от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. зачислен в рамках взыскания по исполнительному листу Кировского района г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. задолженности за 2012г. Однако погашение задолженности за 2012г. производится путем удержания 50% назначенной пенсии.

Решением Управления ФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба на решение ИФНС России по Кировскому району г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. оставлена без удовлетворения..

Просила решение ИФНС России по Кировскому району г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. в части зачисления платежей от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. в счет налога за 2009г. и от ДД.ММ.ГГГГ. в счет налога за 2012г. отменить и обязать ИФНС России по Кировскому району г.Самара зачесть указанные платежи в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г.

В судебном заседании Д. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Считает решение ИФНС России по Кировскому району г.Самара об отказе в зачете платежей незаконным, поскольку платежи зачислены в счет оплаты недоимки, срок принудительного взыскания которой истек, полагает, что в силу ст.78 НК РФ она имеет право на зачет произведенных платежей в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г. Требований о признании незаконным решения УФНС России по Самарской области не заявляет.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Кировскому району г.Самары Б. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.31-32), пояснив, что Д. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, который она обязана уплачивать в соответствии с требованиями ст.ст.23, 44, п.1 ст.45 НК РФ, Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Из Управления Росреестра по Самарской области в Инспекцию предоставлены сведения о наличии в собственности Д. имущества: жилого дома по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. актуальной инвентаризационной стоимостью ***РУБ.. Обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы установлена Конституцией РФ. 25.11.2013г. инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа на сумму ***РУБ.., пени ***РУБ.., требование не исполнено. Заочным решением Кировского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. с Д. взыскана недоимка по имущественному налогу за 2010г. и 2012г. в сумме ***РУБ.., пени ***РУБ.., а всего ***РУБ.. По данному решению возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ. Д. обратилась с заявлением о зачете платежей в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011-2012г. и за 2013г.     ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией отказано в зачете, поскольку в поле «номер налогового периода» указано значение «0», поле «основание платежа» не заполнено. Платежи за 2014г. программно зачтены в хронологическом порядке в счет погашения задолженности по предыдущим налоговым периодам, а именно за 2009г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ., а платеж от ДД.ММ.ГГГГ. - за 2012г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ., т.к. в платежном документе в основании платежа (поле 106) указано значение «ТР» (погашение задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ. ). Платежные документы от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. зачтены в счет начислений за 2013г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. (целевой зачет по решению налогового органа). Платежные документы на уплату налога на имущество от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. оформлены с нарушением требований Приказа Минфина РФ от 12.11.2013г. н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», а именно, не указан «налоговый период» или не заполнено «основание платежа». В связи с чем, налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежей.

В судебном заседании представитель УФНС по Самарской области С. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.33-35), пояснив, что Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. По данному объекту Д. начислен налог на имущество физических лиц за 2010, 2011г., 2012г. в размере ***РУБ.. Налоговые уведомления направлены заказным письмом, однако оплата не произведена, в связи с чем, недоимка за 2011-2012г.г. на сумму ***РУБ.. взыскана в судебном порядке. На заявление Д. Инспекцией отказано в зачете платежей по платежным документам от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в оспариваемых чек-ордерах не указаны налоговые периоды и основание платежа, в связи с чем, они зачтены в хронологическом порядке. При этом Д. в порядке п.7 ст.45 НК РФ вправе обратиться в Инспекцию с заявлением об уточнении соответствующих реквизитов, для последующего проведения зачетов в счет погашения задолженности за 2013г. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела. Приходит к следующему выводу.

     В соответствии со ст.138 НК РФ, Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

    Согласно ст.218 КАС РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. (ч.3)

На основании ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).

В соответствии со ст. 23 НК РФ, Налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.

На основании ст. 52 НК РФ, Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

           На основании ст.5 Закона «О налогах на имущество физических лиц», действующего на момент возникновения недоимки и оплаты спорных платежей, утратившего силу с 1.01.2015г., Исчисление налогов производится налоговыми органами. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (п.10).

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (п.11).

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (п.12).

На основании ст.45 НК РФ, Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно ст.48 НК РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч.3 ст.44 НК РФ, Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в т.ч. с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

           Судом установлено, что Д. является собственником <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.52).

           Судом также установлено, что заочным решением Кировского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. с Д. взыскана недоимка по имущественному налогу в сумме ***РУБ.., пени ***РУБ.., а всего ***РУБ.. за период с 2010 по 2012г.(л.д.46-47).

           При этом судом установлено, что налоговым органом Д. направлялось также налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2009г. на сумму ***РУБ.. (л.д.48). Требование об уплате налога за указанный период не выставлялось. В настоящее время срок для принудительного взыскания недоимки за 2009г. налоговыми органами пропущен. В судебном порядке налоговые органы о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2009г. не обращались.

При этом в налоговых уведомлениях ДД.ММ.ГГГГ-2011г.г., ДД.ММ.ГГГГг., справочно указывалось на наличие недоимки, в т.ч. за 2009г. в размере - ***РУБ..

Наличие задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2009г. по существу Д. не оспаривалось. Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. справочно указана общая задолженность в сумме ***РУБ.., в т.ч. по налогам ***РУБ.., которую Инспекцией ФНС РФ по Кировскому району предложено Д. оплатить (л.д.53).

В счет погашения налоговых платежей Д. оплачено по чеку ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. ***РУБ.., по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. - ***РУБ.., по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ - ***РУБ.., по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. - ***РУБ.., чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. - ***РУБ.., чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. - ***РУБ..

Указанные платежи были зачтены налоговым органом в счет недоимки по налогам за 2009-2013г.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Д. обратилась с заявлением в ИФНС России по Кировскому району г.Самара, в котором просила зачесть произведенные платежи в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц по объекту: жилой дом <адрес> за 2011-2012г. по : Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.., Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. Также просила зачесть платежи по налогу на указанный объект за 2013г. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. - на сумму ***РУБ.., Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. Чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ..(л.д.9)

Решением ИФНС России по Кировскому району г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. заявление о зачете переплаты по налогу на имущество физических лиц отказано, в связи с зачетом платежных поручений программно, в автоматическом режиме по чекам-ордерам:

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. за 2009г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. за 2012г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. за 2009г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. за 2009г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. за 2013г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на суму ***РУБ. за 2013г.

От ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ. за 2013г.

Указанное решение получено Д. ДД.ММ.ГГГГ. в процессе рассмотрения дела о взыскании недоимки по налогу физических лиц мировым судьей судебного участка № 13 Кировского судебного района г.Самара Самарской области (л.д.42). Доказательств получения оспариваемого решения в более ранний период ответчиком не представлено, в связи с чем, срок для обжалования данного решения не является пропущенным.

Решением УФНС по Самарской области жалоба Д. на решение от ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по Кировскому району г.Самара об отказе в осуществлении зачета по налогу на имущество физических лиц оставлена без удовлетворения (л.д.15-19).

В настоящее время Д. не согласна с решением ИФНС России по Кировскому району в части отказа в зачете налоговых платежей от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. за 2009г. и от ДД.ММ.ГГГГ. в счет налога за 2012г., просит зачесть указанные платежи в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г.

            Приказом министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, которые устанавливают порядок указания информации в реквизитах "104" - "109", "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

    В реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения, в т.ч.:

    " ТП" - платежи текущего года;

     "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

     "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

     "РС" - погашение рассроченной задолженности;

      "ОТ" - погашение отсроченной задолженности;

      "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности;

      "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

      "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

      В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.(п.7 Правил)

      В реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

      Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

       Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.

       Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:

       "МС" - месячные платежи;

       "КВ" - квартальные платежи;

       "ПЛ" - полугодовые платежи;

        "ГД" - годовые платежи.

        В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия.

       Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02.

       В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка (".").

     В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.

     При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями ("0"). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.

     Образцы заполнения показателя налогового периода:

              Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

      При погашении отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) или погашении задолженности в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашении инвестиционного налогового кредита в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, например: "05.09.2013", которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил) и может обозначать, если показатель основания платежа имеет значение:

      "ТР" - срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов (сборов);

       "РС" - дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с установленным графиком рассрочки;

       "ОТ" - дата завершения отсрочки;

       "РТ" - дата уплаты части реструктурируемой задолженности в соответствии с графиком реструктуризации;

       "ПБ" - дата завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

       "ПР" - дата завершения приостановления взыскания;

       "ИН" - дата уплаты части инвестиционного налогового кредита.

       В случае досрочной уплаты плательщиком налогового платежа в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).

       Согласно п.11 вышеуказанных Правил, утратившего силу с 1.01.2015г., однако действовавшего на момент оплаты, в реквизите "110" распоряжения о переводе денежных средств указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения: "ПЕ" - уплата пени; "ПЦ" - уплата процентов.

       При уплате налога (сбора), в том числе авансового платежа, взноса, налоговых санкций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, административных и иных штрафов, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в реквизите "110" указывается значение "0".

ДД.ММ.ГГГГ. Д. в счет налогового платежа оплатила ***РУБ.. При этом в квитанции в реквизите «107» (налоговый период) проставлена конкретная дата ДД.ММ.ГГГГ., а в реквизите «106» (основание платежа) - «ТП (текущий платеж)», однако срок уплаты текущего платежа не наступил, в связи с чем, в связи с невозможностью однозначно идентифицировать платеж, налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за 2009г. в хронологическом порядке, что соответствует законодательству о налогах и сборах. (л.д.10)

В квитанции от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. в реквизите (107) (налоговый период) распоряжения о переводе денежных средств Д. указано назначение показателя налогового периода ДД.ММ.ГГГГ., в поле (106) - ТР - ( погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов). Платеж зачтен в счет погашения недоимки по налогу за 2012г. по требованию налогового органа, выставленного в 2013г. Доводы административного истца о том, что за 2012г. недоимка взыскивается по исполнительному документу путем удержания из ее пенсии 50%, не свидетельствуют о противоправности действий налоговой инспекции, поскольку платеж производен добровольно, задолженность до настоящего времени не погашена. Кроме того, обращаясь в налоговый орган о зачете платежей, Д. также просила зачесть произведенные платежи в счет оплаты недоимки, в т.ч. за 2012г. (л.д.9, 11).

В квитанции об оплате за ДД.ММ.ГГГГ. суммы ***РУБ.., в квитанции об оплате ДД.ММ.ГГГГ. на сумму ***РУБ.. в реквизите (107) налоговый период указан МС (месячный платеж), в реквизите (106) - ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов) (л.д.12, 13).

Доводы Д. о внесении данных платежей за налоговый период 2013г. ничем не подтверждены, на момент оплаты Д. было известно о наличии недоимки по налогу на имущество физических лиц за период до 2013г. Поскольку требование по налоговому периоду за 2009г. налоговым органом не выставлялось, данные платежи зачтены в счет уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2009г. в хронологическом порядке, что не противоречит требованиям налогового законодательства.

    В соответствии с п.5 ч.1 ст. 21 НК РФ, Налогоплательщики имеют право: на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

    В силу ст.78 НК РФ, Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

На основании ч.4 ст.78 НК РФ, Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно (ч.5 ст.78 НК РФ).

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. (ч.5)

На основании ч.7 ст. 78 НК РФ, Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (ч.8)

Таким образом, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Таким образом, при наличии недоимки Д. по налогу на имущество физических лиц, зачет суммы оплаченных налоговых платежей обоснованно произведен в уплату имевшейся задолженности.

При этом доводы Д. о пропуске срока на принудительное взыскание недоимки по налогу не свидетельствуют о незаконности действий налогового органа, поскольку платежи произведены добровольно, принудительного взыскания недоимки за 2009г. не производилось.

При этом положения Налогового Кодекса РФ не содержат ограничений по списанию излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, что также отражено в положениях письма Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 03-02-07/2-10, письма Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N НД-4-8/19645@ «О списании сумм излишне уплаченного налога».

    Сам по себе пропуск срока принудительного взыскания недоимки по налоговым платежам не препятствует гражданину оплатить недоимку, о которой Д. была извещена в последующих направленных уведомлениях и требованиях с предложением их оплаты, в добровольном порядке.

Между тем, основанием для отказа Д. в зачете произведенных платежей явилось неверное заполнение поручений на уплату конкретного налога в части реквизитов периода и основания платежа, что не позволяет признать обязанность по уплате этого налога надлежащим образом исполненной.

Однако данные ошибки могут быть исправлены в порядке ст.45 НК РФ на основании заявления об исправлении ошибки в оформлении платежного поручения. В этом случае законодатель признает соответствующий налог уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк оформленного с ошибками поручения на его перечисление.

    Этим процедура уточнения налогового платежа существенно отличается от процедуры зачета, в рамках которой сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена, как это следует из пункта 1 статьи 78 НК РФ, в счет недоимки по иным налогам.

    Так, в силу ст.45 НК РФ, Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

     На основании ч.7 ст.45 НК РФ, Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

     При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

    По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

    В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

           О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

          Форма решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения утверждена приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-3-10/187@ «об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения».

          Между тем, Д. не обращалась в налоговый орган с заявлением об уточнении платежей, решение об уточнении платежей не принималось.

          Таким образом, отказ налогового органа в зачете произведенных налоговых платежей при наличии ошибок в заполнении платежных поручений без уточнения платежей не противоречит закону и не нарушает права Д..

           Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

           В удовлетворении административного искового заявления Д. о признании решения ИФНС России по Кировскому району г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, отмене решения отказать.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца.

        Судья                                                                                                                    Т.А. Маликова

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2015г.

2а-5871/2015 ~ М-5080/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дрогунова Л.А.
Ответчики
ИФНС России по Кировскому району г.о. Самара
Другие
УФНС России по Самарской области
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Маликова Т. А.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
29.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2015Предварительное судебное заседание
12.10.2015Регистрация административного искового заявления
12.10.2015Передача материалов судье
13.10.2015Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2015Подготовка дела (собеседование)
12.11.2015Судебное заседание
13.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2016Дело оформлено
01.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее