Дело № 2-3501/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Выборг 29 июля 2015 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Красоткиной Ю.В.,
при секретаре Смыслове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора в защиту неопределённого круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному предприятию «Выборгское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» об обязании привести покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и восстановить функционально-потребительские свойства искусственного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с требованием к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному предприятию «Выборгское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» об обязании привести покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и восстановить функционально-потребительские свойства искусственного сооружения.
В обоснование своих требований истец указал, что в результате прокурорской проверки установлено, что на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» 121 км.+938м. расположено искусственное сооружение – путепровод (мост), выполненный из монолитного железобетона и представляющий собой двухконсольную раму, барьерное ограждение проезжей части моста находится в неудовлетворительном состоянии ввиду отсутствия консолей, болтов скрепления балок, в тротуарных плитах имеются проломы, нарушены узлы крепления перильного ограждения, отсутствует защитный слой, имеется интенсивная коррозия арматуры, гидроизоляция проезжей части пришла в негодность, покрытие проезжей части покрыто многочисленными выбоинами. Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области является лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги регионального значения. Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области заключён государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в Выборгском районе на 2015 год, 1 квартал 2016 года. Подрядчиком по договору является ответчик ЛОГП «Выборгское ДРЭУ». Дорога регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» наличествует в списке дорог данного государственного контракта. Обследованный прокурором мост является составной частью данной дороги, обеспечивает использование её по целевому назначению, является элементом обустройства и способствует обеспечению безопасности дорожного движения.
Истец просит обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее Комитет), ЛОГП «Выборгское ДРЭУ» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221, покрытие проезжей части автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» на территории Выборгского района Ленинградской области на участке 121 км. +938 м путём ремонта; обязать Комитет в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить функционально-потребительские свойства искусственного сооружения – путепровода (моста) на 121 км. +938 м. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» на территории Выборгского района Ленинградской области, обеспечивающие единообразие условий движения на дороге, а именно: провести реконструкцию путепровода с заменой (усилением) конструкций, в том числе пролётных строений и опор.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Комитета иск признал в части восстановления проезжей части. В части восстановления функционально-потребительских свойств моста иск не признал. Пояснил, что мост не находится на балансе Комитета, поэтому он не может тратить денежные средства на его содержание. Мост находится на балансе ОАО «РЖД» как проход к проходной ВСЗ Выборг-Товарная-Порт. Однако ОАО «РЖД» пытается передать мосты на баланс Комитета.
Представитель ответчика ЛОГП «Выборгское ДРЭУ» исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с таблицей, являющейся приложением к государственному контракту, заключённому с Комитетом, на региональной дороге Зеленогорск-Приморск-Выборг передано содержание двух мостов: через протоку и путепровод через железную дрогу на 122 км. + 800м. Мост, который указан истцом, не передан на обслуживание ответчика, за рамки государственного контракта он выйти не может.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОАО «РЖД», иск полагала обоснованным. Пояснила, что спорный мост не состоит на балансе третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, оставила решение по делу на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, отдела ГИБДД УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области, в судебное заседание не явился. Извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, непосредственно исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с актом от 22.06.2015 года на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» 121 км.+938м. расположено искусственное сооружение – путепровод (мост), выполненный из монолитного железобетона и представляющий собой двухконсольную раму, барьерное ограждение проезжей части моста находится в неудовлетворительном состоянии в виду отсутствия консолей, болтов скрепления балок, в тротуарных плитах имеются проломы, нарушены узлы крепления перильного ограждения, отсутствует защитный слой, имеется интенсивная коррозия арматуры, гидроизоляция проезжей части пришла в негодность, покрытие проезжей части покрыто многочисленными выбоинами. Акт никем не оспорен, недействительным не признан и принимается судом в качестве относимого, допустимого и достаточного доказательства ненадлежащего состояния проезжей части и конструкции моста на участке региональной автодороги «Зеленогорск-Приморск-Выборг» 121 км.+938м.
Автомобильная дорога регионального значения «Зеленогорск-Приморск-Выборг» находится в собственности Ленинградской области в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), что подтверждается копией паспорта автомобильной дороги и сторонами не оспорено.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Суд приходит к выводу, что путепровод (мост) как искусственное дорожное сооружение является частью автомобильной дороги и не может рассматриваться как отдельный объект. Устройство автомобильной дороги предполагает, что путепровод (мост) неизбежно располагается на пути транспортного средства, следующего по дороге. С этой позиции суд полагает несостоятельным довод представителя ответчика Комитета о том, что спорный участок автомобильный дороги, представляющий собой путепровод (мост) не может обслуживаться Комитетом, так как не находится у него на балансе. Учитывая, что содержание всей автомобильной дороги (протяженность которой устанавливается статьёй 9 Федерального закона № 257-ФЗ и включает в себя искусственные сооружения, расположенные на ней) входит в компетенцию Комитета, на нём лежит обязанность и по содержанию путепровода (моста). При этом суд усматривает недобросовестность в действиях Комитета, связанную с наличием информации о состоянии спорного путепровода (моста) и отсутствием каких-либо действий, направленных на приведение его в надлежащее состояние. Такая недобросовестность нарушает права неопределенно круга лиц на безопасность дорожного движения, так как создаёт опасную ситуацию, угрожающую как имуществу, так и жизни и здоровью граждан. Осуществляя регулярный осмотр автомобильной дороги, представители Комитета не могут проехать мимо спорного путепровода (моста), так как он является составной частью дороги, которую невозможно каким-либо образом объехать. Наблюдая неудовлетворительное состояние моста, представители Комитета бездействуют в принятии мер, направленных на приведение его в надлежащее состояние, что, однако входит в компетенцию Комитета, установленную Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 N 283 "Об утверждении Положения о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области".
В соответствии со статьями 3, 12 Федерального закона № 257-ФЗ именно на ответчике Комитете как на балансодержателе автомобильной дороги, на которой расположен путепровод (мост) лежит обязанность по содержанию такого сооружения, что включает в себя как ремонт проезжей части, так и надлежащее состояние всей конструкции.
Неудовлетворительное состояние моста нарушает права неопределённого круга лиц, что в соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации даёт прокурору право на обращение с иском в суд.
Сроки, требуемые прокурором для совершения действий, суд полагает разумными, учитывая при этом длительность нахождения искусственного сооружения автомобильной дороги в неудовлетворительном состоянии и высокую общественную опасность такого положения дел.
Однако же суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к ЛОГП «Выборгское ДРЭУ», так как данная организация является юридических лицом, обязанности которого по содержанию региональной автомобильной дороги «Зеленогорск-Приморск-Выборг» основаны на договоре. Проверка исполнения гражданско-правового договора не входит в компетенцию прокурора, а является обязанностью контрагента, исполняющего обязанности, возложенные на него законом. Отношения, основанные на гражданско-правовой сделке между двумя юридическими лицами, не могут быть предметом прокурорской проверки, так как в компетенцию прокурора входит надзор за действующим законодательством, а не проверка исполнения договора юридическим лицом. А потому суд полагает, что прокурор не может обязывать юридическое лицо выполнять свои обязательства по гражданско-правовому договору, так как в таком случае он (прокурор) действует в интересах контрагента по договору.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11.10.1993 ░░░░ № 221, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 121 ░░. +938 ░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ 121 ░░. +938 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░