У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2021-014567-31
Судья Козориз Е.Е.
Дело №
33а-1211/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
15 марта 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Буделеева
В.Г., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скворцова Виктора
Александровича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16
декабря 2021 года по делу № 2а-4856/2021, по которому постановлено:
административное исковое заявление ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской
области об установлении административного надзора в отношении Скворцова Виктора
Александровича, *** года рождения, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Скворцова В.А. на срок 3
года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе
внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического
нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания,
назначенного приговором мирового судьи
судебного участка №2 Карсунского судебного района Ульяновской области от
26.11.2020, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Скворцова В.А. установить
следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося
местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток
с 22.00 часов до 06.00 часов;
- запретить выезжать за пределы территории *** области;
- запретить посещать определенные
места общественного питания, осуществляющие реализацию спиртных напитков на
розлив (бары, кафе, рестораны, клубы);
- три раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства,
пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой
З.А., заключение прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» обратилось в Заволжский
районный суд г.Ульяновска с
административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Скворцова В.А.
Требования мотивированы тем, что
Скворцов В.А. осужден приговором мирового судьи судебного участка №2
Карсунского судебного района Ульяновской области от 26.11.2020 по ч.1 ст.119,
ч.1 ст.119 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к наказанию в виде лишения
свободы на срок 1 год 3 месяца с
отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Ранее решением
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27.11.2019 в отношении Скворцова
В.А. был установлен административный надзор на срок 3 года с установлением административных
ограничений. Согласно приговору
Скворцов В.А. совершил в период нахождения под административным надзором
преступление, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту
отбывания наказания, что в силу п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
влечет безусловное установление административного надзора.
Поскольку Скворцов В.А. подлежит освобождению из мест лишения свободы
23.02.2022 в связи с отбытием срока наказания, административный истец просит
установить в отношении него административный надзор на срок 3 года с
установлением следующих ограничений: запретить пребывание вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
определенное время суток с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов,
связанных с осуществлением им трудовой деятельности; запретить выезжать за пределы территории, избранной им для
проживания на территории РФ в целях обеспечения более эффективного контроля за
поднадзорным лицом, освобождающимся из мест лишения свободы, который может быть
реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу
внутренних дел; четыре
раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или
пребывания для регистрации; запретить
пребывание в определенных местах общественного питания, реализующих продажу
алкогольных напитков на розлив (бары, кафе, рестораны, клубы). Установить вышеперечисленные административные
ограничения на срок три года.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Скворцов В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В
обоснование жалобы указывает на неопределенность места жительства после
освобождения из мест лишения свободы, в связи с чем просит исключить
ограничения по выезду за пределы места проживания.
Стороны в судебное заседание суда
апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении
дела, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
Согласно статье 2
Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре
за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об
административном надзоре) административный надзор устанавливается для
предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3
Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них
индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и
общественных интересов.
В соответствии с п.4
ч.2 ст.3 того же Федерального закона административный надзор устанавливается
независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3
настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого
или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо
неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным
надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и
направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1
настоящей статьи).
В соответствии с п.2
ч.1 ст.5 Закона об административном надзоре административный надзор
устанавливается в отношении лиц, указанных в п.3 ч.1
и ч.2 ст.3
настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством
Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после
отбытия наказания.
В статье 4
Закона об административном надзоре определены виды административных
ограничений, устанавливаемые при административном надзоре.
Из материалов
дела следует, что Скворцов В.А. отбывает наказание по приговору
мирового судьи судебного участка №2 Карсунского судебного района Ульяновской
области от 26.11.2020, которым он осужден по ч.1 ст.119, ч.1 ст.119 УК РФ, ч.2
ст.69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 3 месяца с
отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ранее решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от
27.11.2019 в отношении Скворцова В.А. был установлен административный надзор на
срок 3 года с установлением административных ограничений.
Районный суд,
установив, что административный ответчик Скворцов
В.А. в период нахождения под
административным надзором, совершил преступление, за которое осужден к лишению
свободы и направлен к месту отбывания наказания, правильно в соответствии с п.4
ч.2 ст.3 Федерального закона РФ №64-ФЗ удовлетворил частично административный
иск ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и установил в отношении него
административный надзор на срок погашения судимости, а также установил ряд
административных ограничений. В остальной части административного иска было
отказано.
Судебная коллегия с
таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным не
усматривает.
Установление
конкретных видов административных ограничений подробно мотивировано судом в
оспариваемом решении.
Срок
административного надзора определен судом правильно, на период, установленный
законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом
срока, истекшего после отбытия наказания.
В связи с тем, что
Скворцов В.А. был осужден к лишению свободы за совершение преступления,
совершенного в период административного надзора, небольшой тяжести, с учетом
положений п.«в» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации районный суд
правомерно установил ему административный надзор на срок 3 года.
Разрешая заявленные
требования, суд полно исследовал все представленные доказательства, на
основании которых правильно определил объем и характер административных
ограничений.
Оснований для отмены административных ограничений, их изменения
судебная коллегия не усматривает, поскольку они назначены административному
ответчику с учетом установленных обстоятельств совершения им преступления, его
тяжести, имеющихся сведений, характеризующих его поведение до осуждения и в период отбывания наказания. За период отбывания наказания Скворцов В.А.
зарекомендовал себя посредственно, ни поощрений, ни взысканий не имеет, однако
в следственном изоляторе с ним проводились беседы профилактического характера,
не трудоустроен, распорядок дня соблюдает, состоит на профилактическом учете
как склонный к совершению суицида и членовредительства.
Выводы суда в этой
части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона «Об административном
надзоре за лицами, освобождаемыми из
мест лишения свободы», разъяснениям, данным в п.22 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы».
Судебная коллегия
обращает внимание, что установление судом административного ограничения в виде
явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту
жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от
применения к лицу иных административных ограничений (ч.2 ст.4 Федерального
закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения
свободы»).
При таких
обстоятельствах установление такого административного ограничения в отношении
Скворцова В.А. является правильным.
Количество явок
является соразмерным и не подлежит уменьшению.
Доводы заявителя о
неопределенности места его жительства после отбывания наказания, на
правильность выводов суда не влияют и не могут служить основанием для его
отмены или изменения.
Несмотря на то, что
Скворцов В.А. в настоящее время регистрации по какому-либо адресу не имеет, но
из его пояснений в судебном заседании следует, что после освобождения намерен
проживать по месту своего жительства по адресу: ***. Данный адрес указан, в том
числе, в приговоре.
Таким образом,
установление запрета на выезд за пределы территории Ульяновской области будет
способствовать исправлению поднадзорного лица и обеспечит контроль над ним, и в
то же время не воспрепятствует осуществлению им своих прав.
Судебная коллегия
обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9
Федерального закона «Об административном надзоре за лицами,
освобождаемыми из мест лишения свободы»,
разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока
административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или
поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих
личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных
ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных
заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные
ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного
судом срока административного надзора досрочно прекратить административный
надзор.
Таким образом,
Скворцов В.А. имеет право в установленном законом порядке обратиться за
решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о
досрочном прекращении административного надзора.
В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2021 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу
Скворцова Виктора Александровича – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи