Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1380/2023 ~ М-622/2023 от 02.03.2023

РЕШЕНИЕ    

именем Российской Федерации

31 мая 2023 года                        г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.

при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1380/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Бандурову С.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество с физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Бандурову С.М. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 47 676,66 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2018г. в размере 44 430 рублей, пени в размере 606,46 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г.; по налогу на имущество физических лиц за 2016г. в размере 508 рублей, пени в размере 6,93 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г., за 2017г. в размере 559 рублей, пени в размере 7,63 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г., за 2018г. в размере 824 рубля и 615 рублей, пени в размере 11,25 рублей и 8,39 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г. В обоснование своих требований, административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2018г. и налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы, в связи с наличием объектов налогообложения: автомобиль <данные изъяты>, г/н ; транспортное средство <данные изъяты>, г/н ; автомобиль <данные изъяты>; автомобиль <данные изъяты>, г/н ; жилое помещение – квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>. На момент подачи административного иска Бандуров С.М. сумму задолженности не оплатил.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Представитель МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.

В судебное заседании административный ответчик Бандуров С.М. не явился, извещен надлежащим образом, не сообщил суду причину неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.

Ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размеры ставок, применяемых для транспортного налога.В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Бандуров С.М. является налогоплательщиком транспортного налога за 2018г. и налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы, в связи с наличием объектов налогообложения: автомобиль <данные изъяты>, г/н ; транспортное средство <данные изъяты>, г/н 4216СА63; автомобиль <данные изъяты>; автомобиль <данные изъяты>, г/н ; жилое помещение – квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела по запросу суда выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2023-66864701.

За 2018 г. налоговым органом Бандурову С.М. начислены транспортный налог ОКТМО 36701305 в размере 44 430 руб.; налог на имущество физических лиц ОКТМО 36701305 за 2018г. в размере 824 рубля с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 43474767 от 25.07.2019.

За 2016г. административному ответчику налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц в размере 508 рублей, за 2017г. в размере 559 рублей, за 2018г. в размере 615 рублей с направлением в его адрес налогового уведомления № 88355377 от 12.09.2019г.

По причине неуплаты транспортного налога за 2018г. и налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы налогоплательщику выставлено требование № 16355 по состоянию на 06.02.2020г., которым ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу за 2018г. в размере 44 430 рублей, пени в размере 606,46 рублей, а также по налогу на имущество физических лиц в размере 2 506 рублей, пени в размере 34,20 рубля, в срок до 31.03.2020г.

Направление, как налоговых уведомлений, так и требования, подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным ответчиком.

Указанное требование оставлено без исполнения.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указано выше, срок исполнения требования № 16355 установлен до 31.03.2020 г.

Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в случае с требованием № 16355 истекал 30.09.2020г.

Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС России № 23 по Самарской области обратилось к мировому судье судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области 17.12.2020г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для налогового органа для обращения в суд.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

При обращении в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском налоговый орган о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд не ходатайствовал. Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с административным иском по делу не установлено. Ходатайство о восстановлении срока суду не заявлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Бандурова С.М. недоимки по транспортному налогу за 2018г. в размере 44 430 рублей, пени в размере 606,46 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г.; по налогу на имущество физических лиц за 2016г. в размере 508 рублей, пени в размере 6,93 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г., за 2017г. в размере 559 рублей, пени в размере 7,63 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г., за 2018г. в размере 824 рубля и 615 рублей, пени в размере 11,25 рублей и 8,39 рублей за период с 03.12.2019г. по 05.02.2020г., удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Бандурову С.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество с физических лиц, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2023 года.

Судья                       Е.А. Чиркова

2а-1380/2023 ~ М-622/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №23 по Самарской области
Ответчики
Бандуров С.М.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация административного искового заявления
02.03.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2023Предварительное судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее