УИД 28RS0008-01-2021-001756-92
Дело №2-1009/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием помощника прокурора Зейского района Лучковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Митрошиной О.П., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к администрации Зейского района Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка законности отказа по выплате гражданам и их несовершеннолетним детям из федерального бюджета в связи с отсутствием транспортной доступности в период прошедшего в мае - августе 2021 года паводка. В ходе проверки установлено, что Митрошина О.П. на момент возникновения ЧС совместно с несовершеннолетними ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, ФИО4, <Дата обезличена> года рождения проживали в жилом помещении по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Амуро-Балтийск, <адрес> В результате паводка была нарушена транспортная доступность в с.Амуро-Балтийск. В производстве выплат из федерального бюджета по 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности Митрошиной О.П., а также её несовершеннолетним детям было отказано по причине того, что в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес>, она и несовершеннолетние дети фактически проживают, однако все, кроме ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в другом населённом пункте, а сведения о регистрации ФИО4 отсутствуют. Как показала проверка, жилое помещение, расположенное по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес> в период наводнения затоплено не было, при этом была нарушена транспортная доступность. Факт проживания Митрошиной О.П. и её несовершеннолетних детей в указанном жилом помещении, находящемся в зоне, подвергнутой затоплению, подтверждается справкой администрации Амуро-Балтийского сельсовета. Согласно заключению администрации Зейского района об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений, подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области от 08 ноября 2021 года установлен факт нарушения условий жизнедеятельности лиц, проживающих по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес>2. Вместе с тем, администрацией Зейского района 10 ноября 2021 года отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в связи с тем, что в жилом помещении, расположенном по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес> Митрошина О.П. и несовершеннолетние дети фактически проживают, однако все, кроме ФИО4 зарегистрированы в другом населённом пункте, а сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО4 отсутствуют. Несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в силу своего возраста не могут самостоятельно определять своё место жительства и осуществлять при этом соответствующую регистрацию. Отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права Митрошиной О.П. и её детей на защиту от чрезвычайных ситуаций. Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда от 22 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Амурской области, администрация Амуро-Балтийского сельсовета, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Лучкова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Лица, в интересах которых заявлен иск, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, из которого следует, что администрация Зейского района Амурской области с иском не согласна. При рассмотрении пакета документов в отношении Митрошиной О.П. и её несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 комиссией установлено, чтовсе указанные лица фактически проживают и находились в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес>, однако зарегистрированы они по месту жительства в другом населённом пункте, в связи с чем, комиссией по обследованию объектов, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Зейского района, принято решение об отказе во включении указанных лиц в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи нарушением условий жизнедеятельности.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Амурской области, администрации Амуро-Балтийского сельсовета, министерства лесного хозяйства Амурской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан в сфере защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав.
В материалы дела такое обращение представлено, таким образом, иск прокурора о защите социальных прав Митрошиной О.П. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежит рассмотрению.
Судом установлено и подтверждается свидетельствами о рождении, что Митрошина О.П. является матерью несовершеннолетних детей ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения и ФИО4, <Дата обезличена> года рождения.
08 ноября 2021 года Митрошина О.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в администрацию Зейского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи ей и детям.
Уведомлением администрации Зейского района Амурской области №03-6393 от 10 ноября 2021 года Митрошиной О.П. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности, в связи с тем, что при рассмотрении пакета документов в отношении Митрошиной О.П. и несовершеннолетних детей комиссией установлено, что в жилом помещении по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Амуро-Балтийск, <адрес> Митрошина О.П., несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 фактически проживают, однако Митрошина О.П., ФИО1, ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы в другом населённом пункте, сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО4 отсутствуют.
Согласно справке администрации Амуро-Балтийского сельсовета от 08 ноября 2021 года №500, Митрошина О.П. зарегистрирована по адресу: с.Овсянка, Зейского района, <адрес>, фактически проживает по адресу: с.Амуро-Балтийск, <адрес> Совместно с ней проживают и в период с 26 мая 2021 года по 08 августа 2021 года и по настоящее время находятся по месту проживания: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Факт регистрации Митрошиной О.П. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 по адресу: с.Овсянка, Зейского района, <адрес> паспортными данными указанных лиц, сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО4 отсутствуют.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года введён региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Зейского района.
Распоряжением главы администрации Зейского района Амурской области от 18 июня 2021 года №264-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории Зейского района с 18 июня 2021 года введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В силу п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из указанных положений вышеприведённого закона следует, что Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила №1928).
Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно п.4 Правил №1928 трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на:
- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (пп.«в» п.4 Правил);
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека (пп.«г» п.4 Правил).
Пунктом 10 Правил №1928 предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пп.«в» и «г» п.4 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами №1928, Правилами использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области, утверждёнными постановлением правительства Амурской области от 15.04.2014 №241, распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 №416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Указанным постановлением правительства области постановлено: оказать пострадавшим гражданам за счёт средств резервного фонда правительства Амурской области в соответствии с Правилами №1928:
1) единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -100 тыс. рублей на человека.
При этом пунктом 5.1. названного постановления установлено, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области, утверждённому главой Зейского района, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, наличие и состав общественного транспорта в районе проживания пострадавших имеется, но отсутствует возможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к пострадавшим остановочного пункта.
В качестве вывода комиссией указано, что факт нарушения условий жизнедеятельности Митрошиной О.П. подтверждён.
Администрацией Зейского района Амурской области отказано во включении Митрошиной О.П. и её несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в связи с тем, что указанные лица фактически проживают в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, однако Митрошина О.П., ФИО1, ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы в другом населённом пункте, сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО4 отсутствуют.
В соответствии с положениями ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, местом жительства является - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст.3 Закона №5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
По общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта проживания Митрошиной О.П. и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Амуро-Балтийск, <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах Митрошиной О.П., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Признать Митрошину О.П., несовершеннолетних ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, ФИО4, <Дата обезличена> года рождения пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области».
Обязать администрацию Зейского района Амурской области включить Митрошину О.П., несовершеннолетних ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, ФИО4, <Дата обезличена> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Обязать министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Митрошиной О.П., несовершеннолетним ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, ФИО4, <Дата обезличена> года рождения, выплаты единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Решение составлено в окончательной форме 01 декабря 2021 года.
Судья