ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-1630/20 (2-662/2019) УИД-91RS0003-01-2018-004582-53 |
Председательствующий в суде первой инстанции Судья-докладчик |
Каралаш З.Ю. Кирюхина М.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А., судей Белоусвой В.В.,
Корсаковой Ю.М.,
при секретаре Квита П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора города Симферополя в интересах Корецкой Марии Игоревны к Администрации города Симферополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ Департамент развития муниципальной собственности, МКУ Департамент городского хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет Министров Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жильем,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2019 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В декабре 2018 года прокурор города Симферополя обратился в суд с иском в интересах Корецкой Марии Игоревне к Администрации г. Симферополя в котором просит обязать Администрацию города Симферополя предоставить Корецкой Марии Игоревне в собственность другое благоустроенное, жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя, равнозначное по площади жилому помещению занимаемому в данный момент, расположенному по адресу <адрес>, не менее 30, 4 кв.м.
Требования искового заявления мотивированы тем, что Корецкая М.И. проживает в жилой квартире № жилого многоквартирного дома <адрес>, которая принадлежит ей на праве собственности. Прокуратурой г. Симферополя по обращению Корецкой М.И. проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации города Симферополя требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования помещения № от 14.03.2016 г. и заключению об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положениям о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14.03.2016 № вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем постановлением администрации города Симферополя от 27.06.2016 №№ дом признан аварийным и подлежащим сносу. На протяжении длительного времени администрацией города Симферополя не приняты меры по изъятию земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, выкупу жилых помещений, переселению граждан из аварийного дома и предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома. Бездействие администрации города Симферополя нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным. Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья. Вместе с тем, вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами администрации г.Симферополя до настоящего времени иное жилое помещение не предоставлено.
Определением Центрального районного суда города Симферополя от 13 марта 2019 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, МКУ Департамент городского хозяйства.
Определением Центрального районного суда города Симферополя от 16 мая 2019 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет Министров Республики Крым.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2019 года иск прокурора удовлетворен.
Администрация города Симферополя Республики Крым обязана предоставить
Корецкой в собственность вне очереди благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Симферополь жилое помещение, равнозначное по площади взамен занимаемого в настоящее время, расположенного по адресу: <адрес>, не менее 30, 4 кв. м.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Симферополя подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также что решение суда является незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, представителя Администрации города Симферополя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В материалы дела представлено заключение № по обследованию технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенное ООО «Спецстрой», согласно которого строительные конструкции здания в целом следует оценивать как недопустимое (категория технического состояния строительной конструкции и здания и сооружения в целом характеризуется значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик из за возникших дефектов и повреждений, при котором существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей и сохранности оборудования).
Данное заключение в числе прочих документов явилось основанием для дачи органами МВК г.Симферополя заключения о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Симферополя № от 27 июня 2016 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.Симферополя от 09 апреля 2019 года № внесены изменения в вышеуказанное постановление № от 27 июня 2016 года, установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления - до 31 декабря 2021 года.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Корецкая Мария Игоревна является собственником <адрес>, общей площадью 30,10 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
07.09.2018 г. Корецкая Мария Игоревна обратилась к Прокурору г.Симферополя Республики Крым с заявлением о принятии мер реагирования, из которого следует, что в связи с признанием многоквартирного дома в котором она проживает (г<адрес> аварийным просила принять меры реагирования путем подачи искового заявления в её интересах к Администрации г. Симферополя о понуждении предоставить ей в собственность другую благоустроенную квартиру, равнозначную жилому помещению в котором она проживает в настоящий момент.
Согласно материалов проверки, проведенной прокуратурой г.Симферополя по заявлению Корецкой Марии Игоревны, в частности, исходя из Акта обследования помещения № от 14 марта 2016 года, заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 14 марта 2016 года, установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени Корецкой Марии Игоревне взамен занимаемого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу, иное равнозначное помещение не предоставлено, что не оспаривается сторонами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку в принятом администрацией города Симферополя постановлении от 09 апреля 2019 года №2038 «О внесении изменений в Постановление администрации города Симферополя от 27 июня 2016 года №1480 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», установлен срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31 декабря 2021 года, то оснований для внеочередного предоставления не имеется, необоснован.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Как следует из технических заключений многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным, существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей.
Судебная коллегия отмечает, что предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом положений ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, в части отсутствия доказательств о решении собственников о согласии, либо отказе сноса указанного дома, а также отсутствии соглашения об изъятии недвижимого имущество, судебной коллегией отклоняется, поскольку в разъяснениях, содержащихся Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что данное положение закона, принятое в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбор.
Применительно к настоящему спору, истец выбрал способ обеспечения жилищных прав именно в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности, что также усматривается заявления о принятии мер реагирования.
Возлагая обязанность на ответчика предоставить истцу жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 2, статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцом сделан выбор в пользу предоставления жилого помещения, следовательно, имеются правовые основания для возложения на администрацию обязанности предоставить её другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности, площадью с учетом размера площади указанного жилого помещения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом ответчиком не представлено надлежащих доказательств исполнения требований закона о направлении проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий: М.А. Кирюхина
Судьи В.В. Белоусова
Ю.М. Корсакова