Дело № 2-3853/2016 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Рябовой Т.В.,
с участием представителя ответчика ООО «Новомост-53» Мариш Н.В.,
представителя третьего лица ФКУ Упрдор «Россия» Быстрицкой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сущенко В.В. к ООО «Новомост-53» о возмещении вреда,
установил:
Сущенко В.В. обратился в суд с иском к ООО «Новомост-53» о возмещении вреда в размере 637 768 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 141 353 руб. 45 коп., расходов за проведение экспертизы в размере 13 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средства исчисляемые на сумму долга, с момента вынесения решения суда и до фактического исполнения. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежал автомобиль <данные изъяты>, и полуприцеп <данные изъяты>. 21 мая 2013 года в 09 час. 45 мин. на <адрес> произошло ДТП с участием транспортных средств истца под его управлением и автомобилем <данные изъяты>, под управлением Царенко В.В.
11 июня 2013 года в отношении должностного лица ООО «Новомост-53» было вынесено постановление об административном правонарушении за непринятие мер по устранению помех в дорожном движении.
Поскольку ответчик был обязан надлежащим образом осуществлять содержание участка автомобильной дороги, на котором произошло указанное выше ДТП, истец обратился в суд с указанным иском.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Шакиров И.И., Царенко В.А., ЗАО «МАКС», ЗАО «Национальная индустриально-промышленная палата», Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Россия», а также Управление), ООО «ТехСтройКонтракт», АО «ПО РОСДорСтрой», ООО «МАКОН», Федеральное дорожное агентство «Росавтодор», АО «СГ «УралСиб», ООО СК «ВТБ-Страхование».
Представитель ответчика Мариш Н.В. с иском не согласилась, полагая ООО «Новомост-53» ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица ФКУ Упрдор «Россия» Быстрицкая Д.А. иск полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению по изложенным в письменном отзыве основаниям.
В судебное заседание истец Сущенко В.В. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц ЗАО «МАКС», ЗАО «Национальная индустриально-промышленная палата», Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», ООО «ТехСтройКонтракт», АО «ПО РОСДорСтрой», ООО «МАКОН», Федеральное дорожное агентство «Росавтодор», АО «СГ «УралСиб», ООО СК «ВТБ-Страхование», третьи лица Шакиров И.И., Царенко В.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 (далее - «Основные положения»), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В судебном заседании из письменных материалов дела судом установлено, что 21 мая 2013 года около 09 час. 45 мин. на <адрес> произошло ДТП с участием транспортного средства <данные изъяты>, принадлежащим ООО «МАКОН», под управлением Царенко В.В., и транспортного средства <данные изъяты>, под управлением собственника Сущенко В.В. ДТП произошло в связи с тем, что водитель Сущенко. В. на неровности дороги при управлении им транспортным средством в составе автопоезда не справился с управлением, совершил наезд на разделительное ограждение с последующим выездом на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем под управлением водителя Царенко В.В.
Согласно справке по ДТП от 21 мая 2013 года, на указанном участке дороги имелись дефекты дорожного покрытия – выбоина (деформационный шов), глубиной 8 см, длиной 100 см, шириной 580 см.
03 июня 2013 года в отношении <данные изъяты> ООО «Новомост-53» Шакирова И.И. вынесено постановление о делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ. Кроме того, Шакирову И.И. как должностному лицу ООО «Новомост-53» выдано предписание о ликвидации повреждений покрытия проезжей части в месте выявления недостатков.
Постановлением от 11 июня 2013 года в отношении Сущенко В.В. прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами гражданского дела, а также решением Центрального районного суда г. Твери по гражданскому делу № 2-168/14 от 28 января 2014 года по иску ООО «МАКОН» к ООО «СК «ВТБ Страхование», Царенко В.В. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, и заочным решением Заволжского районного суда г. Твери по гражданскому делу № 2-2076/2014 от 18 декабря 2014 года по иску Николаенкова А.А. к Царенко В.В., Сущенко В.В., ЗАО «МАКС», ЗАО «Уралсиб» о взыскании денежных средств по возмещению ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, компенсации морального вреда и судебных расходов.
В данном ДТП транспортные средства Сущенко В.В. получили механические повреждения.
Согласно заключению <данные изъяты>, имуществу истца причинен ущерб в общем размере 637768 руб. 00 коп. Также истцом понесены расходы в сумме 13000 руб. 00 коп. на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Часть 2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ предусматривает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 2 ст. 28 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Названный участок федеральной автомобильной дороги «Россия» находится в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Россия».
В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 4 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 года № 928, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, осуществляется указанными учреждениями.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ Упрдор «Россия» Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Одной из целей деятельности Управления является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности (пункт 3.1. Устава).
Пунктом 3.2 Устава установлено, что предметом деятельности Управления является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного пользования.
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Управление выполняет функции государственного - заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля, в том числе организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и иных работ в дорожном хозяйстве, в том числе на закупку и поставку материальных технических ресурсов, необходимых для реализации проектов путем организации торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (пункт 3.2.1 Устава).
31 октября 2012 года между Управлением (заказчик) и ЗАО «Индустриальная национально-торговая палата» (исполнитель) заключен Государственный контракт № на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в соответствии с которым ЗАО «Индустриальная национально-торговая палата» принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию объекта - автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>, а тауже услуги по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Россия».
Срок действия Контракта определен по 30 июня 2018 года.
Согласно п. 13.7 государственного контракта, исполнитель несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы), исполнитель обязан компенсировать заказчику ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшим вследствие оказания исполнителем услуг в соответствии с контрактом или вследствие нарушения имущественных или иных прав, охраняющих интеллектуальную собственность.
ЗАО «Индустриальная национально-торговая палата» 14 декабря 2012 года заключила контракт (договор) субподряда с ООО «Новомост-53» на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Россия», окончание срока действия контракта – 30 июня 2018 года.
Согласно условиям указанного договора, в них отсутствуют сведения о наличии ответственности за причинение ущерба третьим лицам за ненадлежащее исполнение субподрядчиком своих обязанностей по содержанию искусственных сооружений.
20 мая 2013 года Учреждением заключен государственный контракт № на выполнение дорожных работ (участок автодороги <адрес> с ООО «ТехСтройКонтракт».
Как указано выше, обязанность по содержанию участка дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, в том числе обязанность по содержанию искусственных сооружений в соответствии с Государственным контрактом № от 31 октября 2012 года возлагается на ЗАО «Индустриальная торгово-промышленная палата», а помимо того, с 20 мая 2013 года на основании Государственного контракта № – на ООО «ТехСтройКонтракт».
Таким образом, поскольку ООО «Новомост-53» в данном случае не является надлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска Сущенко В.В. к данному ответчику надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сущенко В.В. к ООО «Новомост-53» о возмещении вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Мисилина
Мотивированное решение составлено 10 августа 2016 года.