Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5175/2011 от 26.09.2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Смирнов А.Г. Дело № 33-5175 2011 г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

Судей Головкова В.Л. и Ивановой Е.А.

При секретаре Воронцовой Н.Н.

Рассмотрела в судебном заседании 29 сентября 2011 года дело по кассационным жалобам Прокуратуры Республики Коми, УФК по РК, К.А.С. на решение Сыктывкарского городского суда от 14 июля 2011 года, по которому

Взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу К.А.С. компенсация морального вреда в размере ....

В удовлетворении иска К.А.С. к Бозову Ю.В., Прокуратуре Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Министерства Финансов РФ Юшкова А.А., представителя Прокуратуры РК Ковригиной О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.А.С. обратился в суд с заявлением к Бозову Ю.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере ..., указав, что в марте 2011 года обратился в Прокуратуру РК с просьбой выслать копию представления прокуратуры, внесенного руководству ФКЛПУБ 18 по нарушению закона – принуждению осужденных, больных туберкулезом, носить респираторы. 13 апреля 2011 года начальник отдела Бозов Ю.В. отказал в предоставлении запрошенных сведений, чем нарушил его права на получение информации и причинил моральные страдания, выразившиеся в разочаровании в законодательстве, переживаниях, нервных потрясениях.

Определением суда от 10 июня 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице Федерального казначейства, Прокуратура РК.

В судебном заседании К.А.С. участия не принял, так как отбывает наказание в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом.

Представители Минфина РФ, Прокуратуры РК с исковыми требованиями не согласились.

Бозов Ю.В. участия в судебном заседании не принял, извещен надлежащим образом.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Прокуратуры РК поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с необоснованностью вывода суда о то, что отказ в высылке копии представления прокуратуры осужденному нарушает его права, так как законом обязанность прокуратуры по высылке таких документов осужденным не предусмотрена.

Управление Федерального казначейства по РК в кассационной жалобе решение суда просит отменить со ссылкой на отсутствие в действиях прокуратуры нарушений законодательства, а так же на отсутствие доказательств причинения К.А.С. морального вреда.

К.А.С. в кассационной жалобе не согласен с размером компенсации морального вреда, определенного решением суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что осужденный К.А.С., имеющий диагноз ..., содержащийся в ФБЛПУБ 18 на лечении, письмом от 1 марта 2011 года обратился в Прокуратуру РК с жалобой, в которой помимо других вопросов, содержалась просьба ознакомить его с представлением Усть-Вымской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 14 февраля 2011 года, внесенном в адрес руководства ФБЛПУБ 18 в связи с жалобой К.А.С.

В ответ на полученное 14 марта 2011 года обращение истца, начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры РК Бозов Ю.В., письмом от 13 апреля 2011 года сообщил, что действующим законодательством не предусмотрено ознакомление осужденных с актами прокурорского реагирования, предложив К.А.С. обратиться за получением информации о результатах рассмотрения представления в Усть-Вымскую прокуратуру по надзору за соблюдением законом в ИУ.

Удовлетворяя требования К.А.С., суд указал, что в нарушение требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Прокуратура РК не представила возможность осужденному ознакомиться с представлением, внесенным в адрес ФБЛПУБ -18 Усть-Вымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ по результатам рассмотрения жалобы К.А.С., посредством направления копии этого представления заявителю, чем нарушила его права и причинила моральный вред истцу.

Данный вывод суд сделал без учета следующих требований закона и фактических обстоятельств дела.

Действительно, согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В части 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В пункте 4.14 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 200, воспроизведено приведенное законоположение, указаны те же самые ограничения на ознакомление с материалами проверок, которые содержатся в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, а в пункте 4.15 Инструкции определен перечень должностных лиц органов прокуратуры, принимающих решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, а также порядок оформления работником прокуратуры произведенного ознакомления.

Пунктом 6.2. Инструкции предусмотрено, что ели по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости и о том, где в последствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

Приведенные нормы указанных правовых актов не регулируют вопросы порядка ознакомления осужденных с материалами проверок, проведенных по их обращениям.

Однако в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.

В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.

Поэтому осужденные при исполнении наказаний могут осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

К.А.С., отбывающий по приговору суда уголовное наказание в виде лишения свободы, ограничен в силу установленных законом правил отбывания данного вида наказания в возможности свободного передвижения, и поэтому он может реализовать гарантированное ему как гражданину Российской Федерации право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению, только после освобождения из мест лишения свободы или воспользовавшись услугами представителя или адвоката. Обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица ознакомить лицо, осужденное к лишению свободы, с документами и материалами, собранными при рассмотрении его обращения, путем направления ему копий таких документов, законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Следовательно, суд сделал ошибочный вывод, что прокуратура РК обязана была высылать осужденному копию представления нижестоящей прокуратуры и не исполнением этой обязанности причинила моральный вред К.А.С.

При таких обстоятельствах решение суда как принятое с нарушением норм материального права не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что по делу не требуется выяснения новых обстоятельств, имеющих значение, и их доказывания, судебная коллегия на основании абз.4 ст.361 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе К.А.С. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления К.А.С. к Бозову Ю.В., Министерству финансов Российской Федерации, Прокуратуре Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда.

Председательствующий:

Судьи:

33-5175/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Каракчиев А.С.
Ответчики
Бозов Ю.В., Прокуратура РК, Минфин РФ
Другие
УФК по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Иванова Е А
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
29.09.2011Судебное заседание
11.10.2011Передано в экспедицию
11.10.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее