ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тасеево 20 октября 2015 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А., действующей по распоряжению прокурора Тасеевского района,
при секретаре ТРИППЕЛЬ Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тасеевского района в интересах Мясоедова С.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 10 «Тополек» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тасеевского района обратился в суд по тем основаниям, что в ходе проведенной прокурорской проверки в отношении Ответчика, было установлено, что за период с апреля 2015 года по май 2015 года Ответчик в нарушение требований трудового законодательства неправильно начислял и выплачивал заработную плату лицу, в интересах которого заявлен иск, поскольку районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Так, заработная плата лица, в интересах которого заявлен иск, составила за апрель 2015 года <сумма>, за май 2015 года <сумма>, а с учетом положений ст. ст. 50, 129, 130, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата лица, в интересах которого заявлен иск, должна была составлять не менее: <сумма> по должности <должность> на 1 ставку за апрель 2015 года; не менее <сумма> за выполнение временных работ, по должности <должность> на 1 ставку за май 2015 года. Таким образом, недоначисленная заработная плата за апрель 2015 года составила <сумма>, за май 2015 года составила <сумма>. Просит обязать Ответчика начислить и выплатить Мясоедову С.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель 2015 года, май 2015 года в размере <сумма>.
В судебном заседании лицо, в интересах которого подан иск, и прокурор заявленные требования поддержали в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май 2015 года, подтвердив все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май 2015 года признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине не явки не уведомил, о рассмотрении дела в их отсутствие не просил. Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие участников процесса на рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав прокурора, лицо, в интересах которого подан иск, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статья 146 ТК РФ предусматривает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Из положений ст. 148 ТК РФ следует, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции ФЗ от 01 декабря 2014 года № 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в сумме <сумма> в месяц.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае в период с 01 января 2015 года – <сумма>).
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Исходя из положений ст. 50, 133.1 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должен начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, а так же Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края».
Таким образом, на территории Тасеевского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30 % заработной платы.
Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», установлено, что к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных, в том числе на территории Тасеевского района Красноярского края, применяется повышенный коэффициент – 1,3.
В судебном заседании установлено, что Мясоедов С.В. работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10 «Тополек» в должности <должность> на 1 ставку, что подтверждается приказом от 30 сентября 2013 года, трудовым договором от 01 октября 2014 года.
Из табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за май 2015 года следует, что лицо, в интересах которого подан иск, фактически отработало норму труда. Также в указанный период истцом выполнялась работа в праздничные дни, в ночное время. Кроме того, лицо, в чьих интересах заявлен иск выполнял временные работы.
В соответствии с представленными лицевыми счетами за май 2015 года заработная плата лица, в чьих интересах заявлен иск состоит из оклада в размере <сумма>, компенсационных выплат, персональной надбавки, региональной выплаты, районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 30%.
Как следует из лицевых счетов, заработная плата лица, в чьих интересах заявлен иск, в мае 2015 года <сумма>, также из лицевых счетов следует, что при начислении лицу, в интересах которого заявлен иск заработной платы, районный коэффициент - 1,3 и процентная надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края - 1,3 были включены в установленный минимальный размер оплаты труда.
Между тем, в силу вышеизложенных норм трудового законодательства заработная плата работника должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего должны быть начислены районный коэффициент и северная надбавка.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы лица, в интересах которого заявлен иск, в спорный период времени должен быть не меньше заработной платы, исчисленной в следующем порядке: МРОТ х районный коэффициент х процентную надбавку за стаж работы в данном районе или местности.
За май 2015 года:
По должности <должность> на 1 ставку, за выполнение временных работ:
За май 2015 года <сумма>, из расчета: <сумма> (МРОТ) + <сумма> (<сумма> * 30% / 100 %) (районный коэффициент) + <сумма> (<сумма> * 30% / 100 %) (северная надбавка) / 18 рабочих дней (норма рабочего времени) * 10 рабочих дней (фактически отработанное время) + <сумма> (доплата за работу в ночное время, в праздничные дни с учетом районного коэффициента 30 % и северной надбавки 30 %) + <сумма> (доплата за выполнение временных работ).
Следовательно, с учетом начисленной и выплаченной заработной платы лицу, в чьих интересах подан иск, подлежат доначислению и довзысканию следующие суммы:
По должности <должность> на 1 ставку, за выполнение временных работ:
За май 2015 года – <сумма>, из расчета: <сумма> (подлежащая начислению заработная плата) – <сумма> (начисленная и выплаченная заработная плата), а всего на сумму <сумма>.
Часть 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусматривает, что российские организации, в которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений части 4 статьи 226 НК РФ следует, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (часть 5 ст. 226 НК РФ).
Поскольку суд, не является налоговым агентом, заработная плата подлежит взысканию без учета налоговых отчислений.
Таким образом, исследованные в судебном заседании обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении ответчиком требований трудового законодательства, и, суд находит обоснованными требования прокурора об обязании Ответчика начислить и выплатить лицу, в интересах которого подан иск недоначисленную и невыплаченную заработную плату за май 2015 года.
Кроме того, суд полагает необходимым взыскать с Ответчика государственную пошлину, поскольку ст. 103 ГПК РФ устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тасеевского района удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Тополек» начислить и выплатить Мясоедову С.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за, май 2015 года в размере <данные изъяты>.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Тополек» государственную пошлину в размере <сумма> в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.
Председательствующий: подпись И.Р. Гурочкина
Дело № 2-560/2015