Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2879/2017 от 17.10.2017

Судья: Ленков И.С.                          Дело № 33-2879

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2017 года                             город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.,

при секретаре Киселевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> к администрации <адрес>, муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Вилан», Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,

по апелляционной жалобе Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> на решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование – <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность в срок до <дата> привести территорию, предназначенную для складирования твердых бытовых отходов, расположенную в <адрес>, 1 км севернее от автомобильной дороги «Хотынец-Красные Рябинки» за <адрес>, в соответствие с требованиями, предусмотренными п. 3.7 СанПиН 2.<дата>-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которым: открытая площадка должна располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от действия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки следует оборудовать искусственным водонепроницаемым химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки следует оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В части исковых требований к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Вилан» отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Коротченковой И.И., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> по доверенности Месилину А.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>) обратился в суд с иском к администрации <адрес> и муниципальному унитарному предприятию «Вилан» (далее - МУП «Вилан») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Исковые требования обоснованы тем, что <дата> в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> поступило заявление о неудовлетворительном состоянии свалки твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес>, 1 км севернее от автомобильной дороги «<адрес>», в результате чего происходит загрязнение территории.

По итогам осмотра территории свалки в протоколе осмотра от <дата> зафиксировано, что на указанном в заявлении земельном участке обнаружена стихийная свалка твердых бытовых отходов объемом около 10 тонн. Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, в результате чего происходит загрязнение почвы опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что является нарушением требований п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – <адрес>, является ответственным за организацию по сбору и вывозу бытовых отходов.

Кроме того, на территории <адрес> сбор и транспортирование отходов осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Вилан» (далее - МУП «Вилан»).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по устранению нарушений п. 3.7 СанПиН 2.<дата>-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» должна быть возложена на указанных юридических лиц.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (далее - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований в отношении Департамента отменить, как незаконное и необоснованное.

Указывает, что выводы суда о возложении на Департамент обязанности по приведению территории складирования твердых бытовых отходов противоречат требованиям ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 6.12 Положения о Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.

Полагает, что Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разграничивает понятия «накопление отходов» и «сбор отходов» (ст. 1 закона), а это означает, что устройство мусоросборных контейнеров и контейнерных площадок относиться к понятию «накопление отходов», в то время как в компетенцию Департамента входит организация деятельности по сбору (в том числе по реальному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Следовательно, организация деятельности по накоплению отходов к полномочиям Департамента не относится.

Указывает, что удовлетворяя одни и те же требования к двум ответчикам, суд не разграничил их, в то время как Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, а администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, то есть они не обладают одними и теми же полномочиями и соответственно не могут расцениваться как субъекты правоотношений, несущие солидарную ответственность.

МУП «Вилан» письменно возражало относительно удовлетворения жалобы, считая решение суда законным.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 этого же Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.Согласно п. п. 3.2 и 3.7 указанных СанПиН временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями, поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В силу п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Одновременно, п. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предусмотрены п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» уполномоченный орган разрабатывает и реализует программы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; организует деятельность по сбору (в то числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; проводит конкурсный отбор региональных операторов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Орловской области от 18.02.2016 № 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 18.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, определен уполномоченным органом специальной компетенции на осуществление полномочий, определенных п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области».

Судом установлено, что в п. Хотынец Орловской области, 1 км севернее от автомобильной дороги «<адрес>» за улицей Школьной, имеется несанкционированная стихийная свалка твердых бытовых отходов, что нашло свое отражение в протоколе № 230 от 24.04.2017 с фотоиллюстрациями, составленным специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Кромы (л.д. 8-16).

Из ответа администрации Хотынецкого района Орловской области от 02.05.2017 следует, что на территории городского поселения Хотынец выделена территориальная зона специального назначения (С), включающая в себя территории, в том числе, для временного размещения отходов потребления, с последующим вывозом с данного участка в специализированную организацию по переработке твердых бытовых отходов (л.д. 20).

Согласно договора от <дата> между ООО «Чистый город» и МУП «Виалан» первое обязалось принимать на городскую свалку производственные отходы, а также производить своими силами их утилизацию, а заказчик – МУП «Виалан» обязуется оплачивать оказываемые услуги
(л.д. 25).

Выполнение своих обязанностей по договору ООО «Чистый город» подтвердило в своем письме (л.д. 34).

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив факт обнаружения стихийной свалки твердых бытовых отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о перераспределении полномочий в сфере обращения отходов между муниципальными органами и органами государственной власти, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку такое перераспределение не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы государственной власти субъекта от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

Кроме того, нельзя не учитывать, что закрепленные в п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» полномочия Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области направлены прежде всего на выполнение регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия для создания необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального района от бытовых и промышленных отходов. Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории <адрес>, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

Судебная коллегия также учитывает, что региональный оператор по обращению с отходами на территории <адрес> до настоящего времени не определен, что не оспаривалось представителем Департамента в заседании суда апелляционной инстанции.

Между тем, ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области», прямо закреплена обязанность органа исполнительной государственной власти специальной компетенции, уполномоченного в сфере обращения с отходами, по разработке и реализации региональных программ в сфере обращения с отходами; по утверждению инвестиционных программ операторов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в указанной сфере; по отбору региональных операторов и т.д. Однако указанные полномочия до настоящего времени не реализованы.

Иные доводы жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Ленков И.С.                          Дело № 33-2879

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2017 года                             город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.,

при секретаре Киселевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> к администрации <адрес>, муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Вилан», Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,

по апелляционной жалобе Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> на решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование – <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность в срок до <дата> привести территорию, предназначенную для складирования твердых бытовых отходов, расположенную в <адрес>, 1 км севернее от автомобильной дороги «Хотынец-Красные Рябинки» за <адрес>, в соответствие с требованиями, предусмотренными п. 3.7 СанПиН 2.<дата>-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которым: открытая площадка должна располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от действия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки следует оборудовать искусственным водонепроницаемым химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки следует оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В части исковых требований к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Вилан» отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Коротченковой И.И., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> по доверенности Месилину А.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>) обратился в суд с иском к администрации <адрес> и муниципальному унитарному предприятию «Вилан» (далее - МУП «Вилан») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Исковые требования обоснованы тем, что <дата> в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> поступило заявление о неудовлетворительном состоянии свалки твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес>, 1 км севернее от автомобильной дороги «<адрес>», в результате чего происходит загрязнение территории.

По итогам осмотра территории свалки в протоколе осмотра от <дата> зафиксировано, что на указанном в заявлении земельном участке обнаружена стихийная свалка твердых бытовых отходов объемом около 10 тонн. Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, в результате чего происходит загрязнение почвы опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что является нарушением требований п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – <адрес>, является ответственным за организацию по сбору и вывозу бытовых отходов.

Кроме того, на территории <адрес> сбор и транспортирование отходов осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Вилан» (далее - МУП «Вилан»).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по устранению нарушений п. 3.7 СанПиН 2.<дата>-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» должна быть возложена на указанных юридических лиц.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (далее - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований в отношении Департамента отменить, как незаконное и необоснованное.

Указывает, что выводы суда о возложении на Департамент обязанности по приведению территории складирования твердых бытовых отходов противоречат требованиям ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 6.12 Положения о Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.

Полагает, что Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разграничивает понятия «накопление отходов» и «сбор отходов» (ст. 1 закона), а это означает, что устройство мусоросборных контейнеров и контейнерных площадок относиться к понятию «накопление отходов», в то время как в компетенцию Департамента входит организация деятельности по сбору (в том числе по реальному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Следовательно, организация деятельности по накоплению отходов к полномочиям Департамента не относится.

Указывает, что удовлетворяя одни и те же требования к двум ответчикам, суд не разграничил их, в то время как Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, а администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, то есть они не обладают одними и теми же полномочиями и соответственно не могут расцениваться как субъекты правоотношений, несущие солидарную ответственность.

МУП «Вилан» письменно возражало относительно удовлетворения жалобы, считая решение суда законным.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 этого же Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.Согласно п. п. 3.2 и 3.7 указанных СанПиН временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями, поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В силу п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Одновременно, п. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предусмотрены п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» уполномоченный орган разрабатывает и реализует программы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; организует деятельность по сбору (в то числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; проводит конкурсный отбор региональных операторов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Орловской области от 18.02.2016 № 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 18.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, определен уполномоченным органом специальной компетенции на осуществление полномочий, определенных п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области».

Судом установлено, что в п. Хотынец Орловской области, 1 км севернее от автомобильной дороги «<адрес>» за улицей Школьной, имеется несанкционированная стихийная свалка твердых бытовых отходов, что нашло свое отражение в протоколе № 230 от 24.04.2017 с фотоиллюстрациями, составленным специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Кромы (л.д. 8-16).

Из ответа администрации Хотынецкого района Орловской области от 02.05.2017 следует, что на территории городского поселения Хотынец выделена территориальная зона специального назначения (С), включающая в себя территории, в том числе, для временного размещения отходов потребления, с последующим вывозом с данного участка в специализированную организацию по переработке твердых бытовых отходов (л.д. 20).

Согласно договора от <дата> между ООО «Чистый город» и МУП «Виалан» первое обязалось принимать на городскую свалку производственные отходы, а также производить своими силами их утилизацию, а заказчик – МУП «Виалан» обязуется оплачивать оказываемые услуги
(л.д. 25).

Выполнение своих обязанностей по договору ООО «Чистый город» подтвердило в своем письме (л.д. 34).

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив факт обнаружения стихийной свалки твердых бытовых отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о перераспределении полномочий в сфере обращения отходов между муниципальными органами и органами государственной власти, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку такое перераспределение не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы государственной власти субъекта от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

Кроме того, нельзя не учитывать, что закрепленные в п. п. 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» полномочия Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области направлены прежде всего на выполнение регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия для создания необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального района от бытовых и промышленных отходов. Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории <адрес>, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

Судебная коллегия также учитывает, что региональный оператор по обращению с отходами на территории <адрес> до настоящего времени не определен, что не оспаривалось представителем Департамента в заседании суда апелляционной инстанции.

Между тем, ст. 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области», прямо закреплена обязанность органа исполнительной государственной власти специальной компетенции, уполномоченного в сфере обращения с отходами, по разработке и реализации региональных программ в сфере обращения с отходами; по утверждению инвестиционных программ операторов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в указанной сфере; по отбору региональных операторов и т.д. Однако указанные полномочия до настоящего времени не реализованы.

Иные доводы жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печати

33-2879/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ТО управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Кромы
Ответчики
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
МУП "Виалан"
Администрация Хотынецкого района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
01.11.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
24.11.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее