Судья: Мордовина С.Н. Дело № 33-27387/21
(2-3826/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 сентября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстрова А.Н.,
судей Пархоменко Г.В., Старосельской О.В.,
по докладу судьи Пархоменко Г.В.,
при помощнике Степаненко К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Карасунского округа г. Краснодара обратился в суд в интересах Бондаренко С.Г. к министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара проведена проверка доводов обращения Бондаренко С.Г. по вопросу нарушения его прав на льготное обеспечение лекарственными препаратами. В ходе осуществления проверки установлено, что Бондаренко С.Г. является инвалидом 2 группы и состоит на учете в ГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» М3 КК с диагнозом: «Сахарный диабет 1 типа, на ИТ», получает необходимые лекарственные препараты по рецептам согласно профильного специалиста, потребность в инсулине короткого действия - 40 ЕД в сутки, продленного действия - 45 ЕД в сутки. В соответствии с отчетом об обслуживании рецептов, <Дата ...> Бондаренко С.Г. обратился в аптеку с рецептами <№...> и <№...>, однако по данным рецептам в течение 42 дней обеспечен лекарством не был.
Таким образом, истец просил признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в не обеспечении Бондаренко С.Г. рекомендованным ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом инсулина; обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Бондаренко С.Г. рекомендованным ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом инсулина.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылева Е.Л. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы указывает на то, суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал ненадлежащую правовую оценку собранным и исследованным по делу доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения прокурора Ибрагимовой Л.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам жалобы.
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323- ФЗ).
В силу ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
На основании ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В разделах Перечня «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды II группы» и «диабет», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано «все лекарственные средства».
Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов РФ передан ряд полномочий РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
На основании ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
На основании п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ 29 декабря 2004 года, предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен Методическими рекомендациями «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренными министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что в полномочия органов государственной власти субъекта РФ входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти).
В соответствии с п. 4 указанного постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Материалами дела установлено, что Бондаренко С.Г. является инвалидом 2 группы и состоит на учете в ГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» М3 КК с диагнозом: «Сахарный диабет 1 типа, на ИТ», получает необходимые лекарственные препараты по рецептам согласно профильного специалиста, потребность в инсулине короткого действия - 40 ЕД в сутки, продленного действия - 45 ЕД в сутки.
Из материалов дела, в частности из информации ГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» М3 КК от <Дата ...> <№...>, следует, что <Дата ...> Бондаренко С.Г. выдан рецепт на препараты: инсулин Аспарт и инсулин Гларгин, в связи с чем <Дата ...> он был обеспечен препаратом инсулин Аспарт и инсулин Гларгин на срок 90 дней.
Судом первой инстанции установлено, что <Дата ...> Бондаренко С.Г. выписан и выдан рецепт на тест-полоски, при этом согласно отчету об обслуживании рецептов ГУП КК «Кубаньфармация» по состоянию на <Дата ...> на отсроченном обслуживании зарегистрировано 3 рецепта выписанных Бондаренко С.Г. препаратов НовоРапид флексПен 100 ме/мл, Туджео СолоСтар ЗООЕД/мл, тест-полоски.
В связи с имеющимся у Бондаренко С.Г. заболеванием на основании медицинского заключения, ГБУЗ « Городская поликлиника № 11 г. Краснодара» М3 КК ему выписаны рецепты <№...> лекарственные препараты, по которым в настоящее время заказаны, но не выданы пациенту, при этом ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ не представлено допустимых и достаточных доказательств обратного. Судом первой инстанции верно отмечено, что истец подлежит обеспечению бесплатно лекарственным препаратом, указанным в рецепте, в течение 10 дней с момента его обращения в аптечное учреждение.
С учётом изложенного, поскольку был установлен факт неисполнения ответчиком обязанности по обеспечению Бондаренко С.Г. рекомендованными ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом инсулина, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар ул. Морская 3) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи: