Дело № 2-822/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2017 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием прокурора Кулакова М.Н., представителя ответчика Поповой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ «Город Губаха» в лице Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности организовать проведение обследования строительных конструкций многоквартирного дома специализированной организацией,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края с требованием об обязании организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, мотивируя тем, что в ходе проведенной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проверки установлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания и устойчивости строительных конструкций и оснований, что может привести к обрушению здания, в связи с чем необходимо его признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В адрес администрации городского округа «Город Губаха» направлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ № с целью проведения оценки межведомственной комиссией соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и дома в целом, в соответствии с требованиями, установленными «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Заключение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края было рассмотрено в ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии, которая не смогла решить вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с непредоставлением администрацией городского округа «Город Губаха» заключения специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома и других документов. В указанном жилом доме <данные изъяты> квартира из <данные изъяты> находится в муниципальной собственности, однако администрация городского округа в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечила контроль за сохранностью помещений, находящихся в муниципальной собственности, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Это свидетельствует о проявлении Администрацией городского округа «Город Губаха» бездействия в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования.
Прокурор Кулаков М.Н. в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Губаха» Попова С.В. в судебном заседании иск не признала по доводам письменного отзыва.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу пунктов 8, 9 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, кроме прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а так же законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которым предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что проведенным ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края осмотром многоквартирного дома <адрес> были выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: просадка всего дома, наличие влаги под полом. Выпучивание брусчатых стен, высокая воздухопроницаемость, участки гниения древесины, продольные трещины в брусе, общее старение древесины. Перегородки дощатые. Деформация, выгиб перегородок по вертикали, трещины по стенам и в примыканиях к перекрытиям. Перекрытия деревянные. В перекрытиях имеются разнонаправленные трещины по потолкам и примыканиям к стенам в жилых помещениях и лестничной клетке, следы протечек с кровли и в местах прохода коммуникаций и дымоходов. Деревянные окна подвержены гниению, имеют трещины в переплетах, перекос и деформацию рам, отслоение окрасочного слоя. Перекос и гниение дверных коробок и полотен. Кровля шиферная, наблюдаются очаги гниения деревянных конструкций, значительный износ кровельного покрытия, трещины и сколы в листах шифера. Трубы канализации, водоснабжения, отопления имеют значительный износ. Электроснабжение - централизованное. Имеют место скрутки, нарушение изоляции, провисание. На основании осмотра ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было составлено заключение № о техническом состоянии дома, которое было направлено в администрацию городского округа «Город Губаха» для решения вопроса о признании данного дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях обеспечения безопасного проживания граждан. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия не приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку ответчиком - собственником муниципального жилищного фонда, которому принадлежит <данные изъяты> квартира в многоквартирном доме, не было предоставлено заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома. Ответчиком до настоящего времени не приняты меры по организации обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома <адрес>, заключение специализированной организации по данному многоквартирному дому в межведомственную комиссию не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: копией письма начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором он просит администрацию городского округа «Город Губаха» провести межведомственную комиссию по спорному жилому дому; копией ответа администрацию городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о том, что провести межведомственную комиссию не представилось возможным ввиду отсутствия необходимого пакета документов; копией заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в котором указаны признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания и устойчивости строительных конструкций и оснований; копией акта санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого условия проживания в здании по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10; копией акта проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, выявлены нарушения эксплуатации электропроводки; копией протокола заседания межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не представлено заключение специализированной организации собственником; копией письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому одна квартира (№) в многоквартирном доме <данные изъяты> находится в муниципальной собственности.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как указано выше, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение п. 49 Положения, при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Кроме того в вышеуказанном доме находятся квартиры, относящиеся к муниципальной собственности, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства. При этом, вопреки доводам ответчика, законодатель не связывает обязанность органов местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища с количеством квартир муниципального или частного жилищного фонда, находящихся в спорном доме. В то же время, закон предписывает, органом местного самоуправления, как собственником жилья, при наличии объективных обстоятельств, указывающих на то, что дом и жилые помещения в нем не отвечают требованиям безопасности и иным критериям, предъявляемым законом к жилым помещениям, принимать действенные меры по решению вопроса о признании жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что, как правильно указано прокурором, не только исключит угрозу жизни и здоровью проживающих в ветхом доме граждан, но и не создаст необоснованных препятствий к реализации жилищных прав, предусмотренных ст.ст. 32, 57 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами проживающими в многоквартирном доме.
Доводы представителя ответчика о том, что в случае удовлетворения иска на окружную администрацию будет возложено расходное обязательство по оплате в т.ч. и за имущество, не являющееся муниципальным, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не освобождает данного ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, поскольку безопасность, жизнь и здоровье граждан является конечной целью выполнения требований прокурора и должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления. Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Иные, указанные в письменном отзыве, доводы ответчика также не освобождают администрацию городского округа «Город Губаха», как орган местного самоуправления, от исполнения требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию соответствующих решений, а также от оперативного руководства и контроля за деятельностью территориальных органов.
Заключение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому многоквартирный жилой дом <адрес> не соответствует техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилому фонду, рассматривалось на совещании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилого помещения не пригодным для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) ДД.ММ.ГГГГ, однако решение о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято не было, поскольку администрация городского округа «Город Губаха» как собственник муниципального жилого фонда данного дома, в нарушение требований ст.ст.1, 14 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 45(1) «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» не предоставила заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома и другие документы, предусмотренные п. 45 названного Положения, необходимые для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Бездействие Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края препятствует решению вопроса о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что создает угрозу безопасности проживающих в данном доме граждан, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ «Город Губаха» в лице Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: И.А. Мухтарова