Дело № 12-28/2019
74RS0027-01-2019-000255-78
РЕШЕНИЕ
г. Кыштым Челябинской области 08 мая 2019 года
Судья Кыштымского городского суда Челябинской области Жукова Т.Г.
при секретаре Сериковой О.В.
с участием защитника лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, Ложкиной А.Г. – Слипченко А.В., действующего на основании доверенности от ДАТА,
должностного лица Ч.А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ложкиной А.Г. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.16 КоАП РФ,
установил:
Постановлением НОМЕР от ДАТА, вынесенным заместителем начальника МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Ч.А.Е., индивидуальный предприниматель Ложкина А.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа.
Ложкина А.Г., не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась в Кыштымский городской суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В обоснование доводов жалобы указала, что считает постановление НОМЕР от ДАТА незаконным, так как оно вынесено на основании протокола об административном правонарушении НОМЕР, составленного с нарушениями Закона, дело об административном правонарушении возбуждено с нарушениями КоАП РФ; дело об административном правонарушении рассмотрено в ее отсутствие, без уведомления о дате и времени рассмотрения, отсутствует мотивированное решение по делу; назначено двойное наказание – штраф 15000 рублей и 10000 рублей; не принят во внимание факт отсутствия в ее действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Просит отменить постановление НОМЕР от ДАТА, и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п.п. 1, 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, а также ввиду существенного нарушения процессуальных требований ст.ст.28.1-28.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Ложкина А.Г., извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, направила в суд своего защитника по доверенности Слипченко А.В.
Защитник Слипченко А.В. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил её удовлетворить. Полагал, что ИП Ложкиной А.Г. предприняты все меры для соблюдения Федерального закона № 171-ФЗ, соответствующая информация размещена на стенде в заведении, в действиях Ложкиной А.Г. отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, заместитель начальника МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Ч.А.Е. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению, что в действиях Ложкиной А.Г., выразившихся в не обеспечении соблюдения требований Федерального закона № 171-ФЗ, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Выслушав явившихся в суд лиц, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что УУП МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области капитаном полиции У.Д.Ю. ДАТА в отношении Ложкиной А.Г. был составлен протокол об административном правонарушении НОМЕР, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, согласно которому Ложкина А.Г., ДАТА в 00 час. 39 мин., находясь по адресу: г. Кыштым, ул. Мичурина, д. 33 а, магазин-закусочная «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ», являясь индивидуальным предпринимателем, допустила реализацию продавцом Т.Ю.А. алкогольной продукции, а именно пива «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ» объемом один литр с содержанием алкоголя 4,2 % с выносом за пределы магазина без распития алкогольной продукции.
При составлении указанного протокола присутствовала Ложкина А.Г., которая указала в нем о своем несогласии с нарушением.
Заместителем начальника МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Ч.А.Е. ДАТА в отношении Ложкиной А.Г. вынесено постановление НОМЕР, которым Ложкиной А.Г. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа, при этом указанный первоначально размер штрафа 15000 рублей зачеркнут и указан размер 10000 рублей, без оформления в соответствии с КоАП РФ внесения исправления.
Копия указанного постановления вручена Ложкину М.А.
В материалах дела представлена доверенность от ДАТА, выданная от лица Ложкиной А.Г. на имя Ложкина М.А. на представление ее интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении, при этом каких-либо сведений об участии Ложкина М.А. при рассмотрении дела постановление не содержит. Сведения об извещении Ложкиной А.Г. о времени и месте рассмотрения дела в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Присутствующий в судебном заседании Ч.А.Е., рассмотревший дело об административном правонарушении и вынесший ДАТА постановление по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Ложкиной А.Г., пояснил, что Ложкина А.Г. не извещалась о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. (в редакции от 27 декабря 2018 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
В силу пункта 16 ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного закона.
В соответствии с п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой: для должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ должностное лицо обязано определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Событие административного правонарушения, инкриминируемого индивидуальному предпринимателю Ложкиной А.Г. в протоколе об административном правонарушении и в постановлении изложено как допущение ИП Ложкиной А.Г. ДАТА в 00 час. 39 мин. по адресу: г. Кыштым, ул. Мичурина 33А, магазин закусочная розничного пива «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ», реализации продавцом Т.Ю.А. алкогольной продукции, а именно пива «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ» объемом один литр с содержанием алкоголя 4,2 % с выносом за пределы магазина без распития алкогольной продукции, чем нарушена ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
Учитывая, что ИП Ложкина А.Г. осуществляет деятельность по розничной продаже пива, при оказании услуг общественного питания, что подтверждается материалами дела, указанное выше изложение события, инкриминируемого ей правонарушения, не позволяет установить наличие в ее действиях объективной стороны, влекущей квалификацию данных действий по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
По смыслу закона существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении относится к доказательствам по делу об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении с нарушением требований процессуальных норм, собранные по данному делу доказательства подлежат признанию недопустимыми, а постановление о назначении административного наказания – вынесенным на основании недоказанных обстоятельств.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо обязано произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела…
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы закона должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, при принятии к своему производству дела об административном правонарушении в отношении Ложкиной А.Г., не было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела.
О времени и месте рассмотрения дела Ложкина А.Г. не извещалась, поэтому была лишена возможности реализовать свое право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вышеуказанные нарушения норм закона должностным лицом повлекли допущение существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По изложенным основаниям постановление по делу об административном правонарушении № 2119000011 от 13 февраля 2019 г., вынесенное заместителем начальника МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Ч.А.Е. в отношении Ложкиной А.Г. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку суд отменяет постановление по делу об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, иные доводы жалобы Ложкиной А.Г. о несогласии с привлечением к административной ответственности не имеют правового значения для рассмотрения данного дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу Ложкиной А.Г. удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, вынесенное заместителем начальника МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Ч.А.Е. о привлечении Ложкиной А.Г. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течении 10 суток.
Судья (подпись) Решение не вступило в законную силу.